Как понять фразу я есть путь и истина и жизнь
Обновлено: 21.11.2024
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 14:6 / Ин 14:6
Евангелие от Иоанна 14 стих 6 — синодальный текст: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.Василий Великий (329/30−379)
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Когда Господь именуется «путем», возводимся ж к высшему понятию, а не останавливаемся на том, какое представляется с первого взгляда. Ибо под словом «путь» разумеем преспеяние в совершенстве, последовательно и в порядке достигаемое делами правды и просвещением разума, когда непрестанно желаем преднего и простираемся к тому, чего еще не достает у нас, пока не достигнем блаженного конца, то есть, познания Божия, какое Господь уверовавшим в Него дарует Собою. Ибо Господь наш действительно есть путь благий, неуклонный и непогрешительный, ведущий к действительному благу — к Отцу. Ибо говорит: «никтоже приидет ко Отцу токмо Мною». И таково наше восхождение к Богу чрез Сына.
Источник: О Святом Духе.
Григорий Богослов (325/30−389/90)
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Мне кажется, что Он именуется:
«Истиной», как единое, а не множественное, по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолична), как чистая печать и нелживейший образ Отца.
«Жизнью», потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. О «нем бо живем и движемся и есмы» (Деян.17:28), по двоякой силе вдохновения, — и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим и по мере того, как отверзаем уста разумения.
«Путь», как через Себя ведущий нас.
Источник: Слова. Слово 30.
Иоанн Златоуст (
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Что же Христос? Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (ст. 6) . Почему же Он не тотчас, как Петр спросил: камо идеши? — отвечал: Я иду к Отцу, а вы теперь не можете идти, но ввел в Свою речь столько слов, предлагая вопросы и ответы? Иудеям, конечно, Он, по справедливости, так не сказал; но почему ученикам? И ученикам, и иудеям Он говорил, что пришел от Бога и к Богу идет; но теперь говорит об этом яснее, чем прежде. Иудеям Он не сказал так ясно, потому что если бы сказал: не можете прийти ко Отцу, токмо Мною, то они тотчас же подумали бы, что это сказано по гордости; а теперь, когда Он умолчал об этом, Он поверг их в беспокойство. Но для чего же, спросишь, Он также говорил и ученикам, и Петру? Он знал великую ревность Петра, — что, в противном случае, он еще более стал бы беспокоить Его. Итак, чтобы отвлечь его от этого, Он говорит прикровенно; а когда достиг того, чего хотел, темнотою и прикровенностию речи, то опять говорит открыто.
Сказавши: идеже есмь Аз, туда никто не может прийти, Он присовокупил: в дому Отца Моего обители многи суть, и еще: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною. Он не хотел так сказать им в самом начале, чтобы не повергнуть их в большую печаль; когда же утешил их, тогда и говорит. После упрека, сделанного Петру, Он, действительно, много отнял у них печали: а между тем и они сами, опасаясь, как бы не услышать того же, сделались более смиренными. Аз есмь путь. Это — подтверждение слов: никтоже приидет, токмо Мною; а слова: и истина и живот — удостоверение в том, что так непременно будет. Если Я истина, то от Меня не может быть лжи. Если же Я и жизнь, то и самая смерть не может воспрепятствовать вам прийти ко Мне. Иначе сказать: если Аз есмь путь, то вы не будете иметь нужды в руководителе; если Я истина, то слова Мои — не ложь; если Я жизнь, то, хотя вы и умрете, однако ж получите то, о чем Я сказал. Что касается до пути, то это они поняли и исповедали, а остального не уразумели и, однако ж, не смели спросить о том, чего не уразумели. Впрочем, и из того, что было сказано о пути, они получили большое утешение. Если в Моей власти, говорит, привести вас к Отцу, то вы непременно туда придете. А другим путем туда и невозможно прийти. Словами же, которые Он сказал прежде: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец привлечет его (6, 44), и еще: аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (12, 32), а также словами, сказанными теперь: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, — Он показывает Свое равенство с Отцом.
Источник: Беседы на Евангелие от Иоанна.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Все мы, христиане, и любомудрствующие, и в простоте смиренномудрствующие, да не забываем никогда, что Христос есть не только истина, но и жизнь. В Своем слове и в Своем примере он соделался для нас путем, чтобы привести нас к истине, и чрез истину к истинной жизни. Кто думает обеспечить себя достижением некоторого познания истины Христовой, и недовольно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову: тот самою истинною обманывает себя; и подвергает себя опасности умереть на пути, и никогда не достигнуть истинной, вечной, блаженной жизни со Христом в Боге. — Тако тецыте, да постигнете. Путем истины стремитесь к истинной жизни.
Источник: Слово в день совершившегося столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.
Лука Крымский (1877−1961)
Ст. 6−7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Чрезвычайно важны эти слова Господа Иисуса Христа: они обличают всех тех, кто думает, что верует в Бога, а во Христа не верует.
Есть много людей, которые Евангелие отвергают, считают его собранием недостоверных повествований, чудесам не верят, в Божественность Господа Иисуса Христа не веруют, но говорят, что в Бога веруют.
Их, не верующих во Христа, не верующих в Божественность Его, Господь Иисус Христос обличает этими словами: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. К Отцу прийти, войти в общение с Отцом, молиться так, чтобы Господь услышал, можно только чрез Сына Его, чрез Господа Иисуса Христа.
Господь говорит дальше: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Кто не знает Его, не знает и Отца. Суетна вера всех тех, кто говорит, что в Бога верует, а Евангелие отвергает, Христа не считает Сыном Божиим. … Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14:11). Мы должны веровать, что Господь Иисус Христос в Отце, и Отец в Нем. Что же значит, что Отец в Нем?
Это значит, что пребывал всегда в Нем Сам Бог Отец, Он был Едино с Отцом, был Вторым Лицом Святой Троицы. Надо в это верить безусловно. А если не так, то верьте Мне по самым делам. Много-много дел сотворил Христос, свидетельствующих о Его Божественности, множество сотворил величайших чудес: мертвых воскрешал, слепорожденного исцелил, Лазаря воскресил четверодневного, по водам ходил, чудесно насытил многотысячные толпы народа — много великих дел Его. А с тех пор, как вознесся Господь Иисус Христос, прибавилось множество дел, которые были последствием Его дел, Его учения, Его пребывания на земле с нами. Были великие дела сотворены святыми апостолами.
Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5; Рим. 10:18). Проповедь о Христе прошла всю вселенную, все народы услышали голос апостолов, и вера во Христа победила мир, ниспровергла древнее язычество, стала новой основой жизни человеческой, жизни христианской.
Разве не поразительны дела святых мучеников, которые жизни своей не пожалели ради веры в Господа Иисуса Христа? Разве не поразительно безмерное изобилие благодати Святого Духа на тех, кто возлюбил всем сердцем Господа Иисуса? Разве не сияет эта благодать в мире и до сих пор?
Дела, которые сотворил Христос, которые сотворили апостолы, которые сотворили святые мученики, великие преподобные, великие святые, разве не свидетельствуют с необычайной ясностью о Божественности Господа? Разве могли бы эти дела быть совершены, если бы начало их не было положено Самим Сыном Божиим, Который Одно с Отцом?
Итак, если не веруете словам Христовым, не веруете написанному в Евангелии, верьте делам Его. Отвергать эти дела дерзко и безумно. Все, кто против Христа, полны этого отрицания и полны дерзости.
Мы же, смиренные христиане, малое стадо Христово, будем безусловно верить каждому слову Евангелия, будем верить, что к Богу Отцу нельзя прийти иначе, как чрез Единого с Отцом Сына Божия, как с помощью веры в Него. Будем верить в Него хотя бы по делам Его, и тогда благодать Святого Духа осенит сердца наши.
Источник: Спешите идти за Христом. На слова: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня
Усомнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, — потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности. Но это колебание несомненно рассеется, коль скоро он вступит в делание хранения ума, которое есть и именуется мысленным любомудрием, или деятельным любомудрием ума. Потому что тогда обретет он путь, Который сказал: «Аз есмь путь, и воскресение и живот» (Ин. 14:6) .
Источник: Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня
Я есмь путь и истина и жизнь, говорит Господь в противоположение диаволу, который есть заблуждение, ложь и смерть. Слово Христово, или учение Христово, заповеди Его, или учение Его Церкви, — путь; несомненно иди этим путем, живи по этому учению, поступай по этим заповедям: они путь и истина, потому что приводят к жизни. Я есмь путь и истина и жизнь. Всякое слово диавола, все его внушения, все его козни — заблуждение, ложь, и потому приводят не к жизни, а к смерти. Слова истина и жизнь тесно связаны между собою внутреннею связью: что истинно, то непременно есть и жизнь: помышления Божии — жизнь и мир (Рим. 8, 6). Что ложно, то непременно есть и смерть для души; в существе истины — жизнь, и в понятии лжи — смерть: одна без другой немыслимы.
Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.
Евфимий Зигабен (
глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот
путь, потому что вы по Мне ходите, — истина, потому что Я говорю истину, и все, что говорю, конечно, исполнится, — жизнь, потому что Я Владыка смерти. Итак, если Я — путь, то буду руководить вами, — если истина, то не обманываю, — если жизнь, то значит и смерть не разлучит вас от Меня.
Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною
Прежде Иисус Христос сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44), потому что Бог Отец привлекает, а Он руководит и оба Они вместе действуют для спасения людей.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 6−7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его
На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос — Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения истина и жизнь эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина — вне Его все ложно. Он есть сама жизнь — вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос — есть путь, ведущий к этой высокой цели.
Если бы вы знали Меня. Если бы апостолы узнали Христа в Его истинном отношении к Отцу, с Kоторым Он находится в теснейшем единении по существу, то они узнали бы и Отца. Ясно, что Господь признает для апостолов возможным такое познание и этим самым считает довод, высказанный Фомою («не знаем… как можем знать…»), совершенно неосновательным: нет, они могли знать!
И отныне знаете. Но, высказав некоторый упрек по отношению к апостолам, Господь сейчас же и утешает их. Пусть они и не имеют полного знания о Христе, пусть они любят Его больше как Учителя-Мессию, тем не менее и такое знание представляет собой нечто положительное, оно приведет их к полному познанию, фундамент для которого уже заложен (на это указывает выражение отныне). Некоторые (например, Гольцман) видят в последних словах Христа только «оптимистическое предположение, не отвечающее действительности»: апостолы-де не имели на самом деле такого познания и не видели во Христе Сына Божия, а следовательно, не знали и Отца… Но с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, что далее Господь прямо говорит, что Он «открыл» апостолам имя Отца (Ин. 17:6), а это открытие началось уже давно.
Читайте также: