Как оканчивается фраза он мастер не заслужил света он заслужил
Обновлено: 04.11.2024
Вероятно, наиболее сложной является характеристика титульных героев романа. Образ романтической любви осложняется темой творчества и сотрудничества с потусторонней силой. В черновиках персонажи зовутся Фауст и Маргарита, однако они сильно отличаются от гетевских прототипов. Как известно, заслуга Фауста в его неудовлетворенности обыденностью, постоянном стремлении вперед. Как раз отказ от борьбы, от творчества, от искания истины, грех уныния и отчаяния числится за булгаковским фаустом, ставшим мастером.
Герой не имеет собственного имени, слово «мастер» везде пишется с маленькой буквы. Это говорит прежде всего о том, что его творчество является мастерством, хотя и опирается на некие духовные силы, то есть основано на внушении свыше, вдохновенно. Правда, вдохновение это исходит от Воланда – сатаны, но не будем забывать, что этот персонаж в романе концептуально не однозначен. В своём произведении Мастер пишет не религиозный, но гуманистический идеал: Йешуа есть идеальный человек, которому открылась истина, и он проповедует её своей собственной жизнью. В рамках этого произведения Булгакова сотрудничество с нечистой силой может иметь не одну только отрицательную сторону. Так и в романе, который пишет Мастер, заметно стремление к истинной духовной жизни.
Его творчество резко противопоставлено «творчеству» писателей МАССОЛИТа, исполняющих социальный заказ, и увязших в пошлости жизни. «Мастерство его, сокрытое от читателя, было, очевидно, столь высоко и чисто, что он не мог не попасть в психиатрическую больницу для врачебной экспертизы», - говорит Архиепископ Иоанн Шаховской. Мастер пытается исполнить свой нравственный долг, и написать роман о том, в чем он видит истину. «И я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда моя жизнь кончилась, - прошептал мастер». Он был затравлен. Ему становится страшно, он отказывается от романа – сжигает его, наступает стадия психического заболевания. Теперь он хочет одного, чтобы его оставили в покое, и находит себе прибежище в психиатрической лечебнице. Им овладело уныние, он «возненавидел этот роман», ему стал безразличен поиск истины.
Итак, про Мастера сказано, что «он не заслужил света, он заслужил покой». Богословски такой дар несостоятелен, житейски он близок просто к могильному мраку. Мастеру обещается в подарок покой, забвение памяти, возможность творчества, вечность с Маргаритой. Всё это дары Воланда, а, значит, они по меньшей мере, неоднозначны. Более всего вызывает сомнение то, что Мастер сможет что-либо сочинять: «… я утратил бывшую у меня некогда способность описывать что-нибудь». Вдохновлять его Воланд теперь уже не будет: «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Может быть, он отдохнёт, и возможность описывать к нему вернётся, но что он сможет написать, если он потерял память, а теперь живёт в мертвенном покое? Что он будет писать, для кого и зачем, ведь он умер?
Правда, с ним будет его верная подруга, быть может, он будет писать для неё. Тогда остаётся искренно пожелать только одного, чтобы эта любовь, «настоящая, верная, вечная», не растаяла как дым. Ведь шутка ли сказать, впереди у них целая вечность вдвоем. «Вы станете не любовницей, а его женой, - строго… проговорил Воланд (в одной из ранних редакций), - впрочем не берусь загадывать». То есть от них самих теперь зависит, чтобы вечность вдвоем не превратилась в вечную муку. Ведь если любовь их увянет, то награда обратится в жуткий ад. «А прогнать меня ты уже не сумеешь»,- предупреждает Маргарита. Впрочем, автор, как будто, верит в своих героев.
© Copyright: Елеон Горчинский, 2018Свидетельство о публикации №218102601119 Рецензии
"Правда, вдохновение это исходит от Воланда – сатаны"
Что в романе подтверждает такой вывод?
"Йешуа есть идеальный человек, которому открылась истина. "
Идеальный человек не может быть таким наивным, каким Иешуа изображен в романе.
"«Мастерство его, сокрытое от читателя, было, очевидно, столь высоко и чисто, что он не мог не попасть в психиатрическую больницу для врачебной экспертизы»"
По-моему, не высокое мастерство привело автора в психбольницу, а абсолютное неприятие советской цензурой идеологии романа.
"Итак, про Мастера сказано, что «он не заслужил света, он заслужил покой». Богословски такой дар несостоятелен, житейски он близок просто к могильному мраку. Мастеру обещается в подарок покой, забвение памяти, возможность творчества, вечность с Маргаритой. Всё это дары Воланда, а, значит, они по меньшей мере, неоднозначны."
Насчет заслуги "покоя" про Мастера сказано, между прочим, кем? Самим Иешуа (так во всяком случае говорит Левий). При этом Иешуа сам не дарует "покой" Мастеру, а лишь просит об этом Воланда. Но содержание "покоя", видимо, понимается и видится Иешуа и Воландом одинаково. Почему же сам Иешуа не дарит Мастеру "покоя"? Видимо, потому, что Маргарита, заключив сделку с Воландом, испросила у него вызволение Мастера из психбольницы, и, стало быть, души этих персонажей оказались в сфере влияния Воланда. При этом М.А. Булгакова можно понять в том смысле, что Воланд и Иешуа делают в своих "ведомствах" одно, общее дело - правда, каждый по-своему. Замечу, кстати, что картина "покоя", данная в романе, напоминает . представление о рае в исламе. Особняк с Маргаритой, омываемый ручьем, окруженный садом, напоминает "жемчужный дворец", омываемый то ли рекой, то ли морем, окруженный садами. В исламском раю есть тень (но нет палящего солнца). Роль прелестных гурий, ублажающих праведников в исламском раю, играет Маргарита. Исламский мистик Аль-Араби считал, что рай - это успокоение. И еще одна характерная черта. Если Мастер заслужил покой, то Пилат, "выдуманный" Мастером и наказанный (непонятно кем - Иешуа?) испытывать угрызения совести в течение двух тысяч лет, получает "прощение" в виде возможности общаться с Иешуа (при этом нет уверенности, что Пилат в сопровождении верного пса - к чему эта деталь? - идет навстречу свету; разве лунная дорога - это путь к свету?). Или это тоже иллюзия, обман, подстроенный Воландом с молчаливого согласия Иешуа?
"Что он будет писать, для кого и зачем, ведь он умер?"
На мой взгляд, М.А. Булгаков в данном случае примеряет на себя образ Мастера и придумывает себе спасительную иллюзию: некий призрачный мир, в котором он будет "творить", общаться с друзьями и любимой женщиной, слушать музыку Шуберта - в общем делать то, что было угодно его израненной и затравленной душе и чего писатель был лишен в реальной жизни.
"Впрочем, автор, как будто, верит в своих героев."
Разумеется, верит. Покой - это иллюзия, сон (как, возможно, и общение Пилата с Иешуа на лунной дороге), но Мастер и Маргарита не в силах понять это - прожив день в своем уютном доме, они будут забывать о том, как он был прожит (в противном случае, если рассматривать жизнь в "покое", как реальную, а не виртуальную, они просто сошли бы с ума). Между прочим, и вечное блаженство в раю тоже трудно вообразить в рамках обыденных представлений (и такое блаженство может смертельно надоесть).
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: