Как называется подобное развернутое высказывание

Обновлено: 15.05.2024

Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

София (Чацкому)

Скажите, что вас так гневит?

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча,

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды.

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И ту т со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон!

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтобы истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою возжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую —

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки.

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев;

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

«Как европейское поставить в параллель

С национальным - странно что-то!

Ну как перевести мадам и мадмуазель?

Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то.

Вообразите, туту всех

На мой же счёт поднялся смех.

«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!»

— Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Задание 1 № 1191

Укажите жанр, к которому относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».

«Горе от ума» современным читателем с трудом воспринимается как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее — Чацкий — не является комическим персонажем, а причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие «век минувший», приглушают комедийное звучание пьесы. Тем не менее «Горе от ума» принято считать социально-политической реалистической комедией.

Ответ: комедия Задание 2 № 1193

Какое художественное средство использует Чацкий, говоря о необходимости «нас удержать, как крепкою возжою, от жалкой тошноты по стороне чужой»?

Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнения состоит из двух частей, котрые соединяются чаще всего посредством союзов. «..нас удержать, как крепкою возжою», — сравнение.

Ответ: сравнение Задание 3 № 1195

Рассказ Чацкого о «французике из Бордо» завершается авторским замечанием: «Оглядывается, все кружатся в вальсе с величайшим усердием». Как называются подобные авторские замечания и пояснения в тексте пьесы?

Ремарка — авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые героями.

Ответ: ремарки|ремарка Задания Д7 № 1197

Как называется вопрос, не требующий обязательного ответа («Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»)?

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

Ответ: риторический|Риторическийвопрос Задания Д6 C1 № 1204

В каких произведениях русской литературы отображен конфликт героя и общества и в чём эти произведения созвучны грибоедовской пьесе?

Конфликт героя и общества показан во многих произведениях русской литературы. Тема «лишнего человека» ярко раскрыта романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, как и Чацкий, отвергнут и не понят обществом. Он высказывает нестандартные мысли, которые зачастую недоступны для восприятия обывателям. Оба героя чувствуют мир иначе, постоянно анализируют, определяют для себя иные ценности, нежели большинство в их окружении. Потому и назревает конфликт между ними и обществом.

Лера Сущенко 27.03.2019 21:10

Но ведь Чацкий не был "лишним" человеком. Он не был разочарован в мире, был не одинок (внесценические персонажи). Чацкий- пример "нового" человека, а также романтического героя.

Татьяна Стаценко

Чацкий − «лишний» человек в фамусовском обществе. Он один из плеяды «лишних людей»: Чацкий − Онегин − Печорин.

Задание 4 № 5897 Ответ: афоризмыриторический Задание 6 № 8101

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показан конфликт героя и общества. В чём схоже (или чем различается) изображение конфликта в этом произведении и грибоедовской пьесе?

Конфликт героя и общества показан во многих произведениях русской литературы. Тема «лишнего человека» ярко раскрыта романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, как и Чацкий, отвергнут и не понят обществом. Он высказывает нестандартные мысли, которые зачастую недоступны для восприятия обывателям. Оба героя чувствуют мир иначе, постоянно анализируют, определяют для себя иные ценности, нежели большинство в их окружении. Потому и назревает конфликт между ними и обществом.

Монолог о французике из Бордо — один из самых сильных выпадов героя против своих гонителей (он идет сразу после клеветы о сумасшествии). В данном монологе Чацкий клеймит «подлейшие черты» всего фамусовского мира. Герой предстает перед нами как истинный патриот, протестуя против засилья иностранщины, «пустого, рабского, слепого подражанья». Этот монолог обращен к читателю, зрителю.

Критерии проверки:

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

3. Логичность и соблюдение речевых норм Отсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Читайте также: