Как найти проблему высказывания
Обновлено: 21.11.2024
Очевидно, что для успешного написания эссе необходимо правильно организовать свою деятельность. Этому нужно учиться. Только целенаправленная и систематическая работа и многократное выполнение данного задания будут способствовать формированию соответствующих умений и навыков и позволят добиться хорошего результата на экзамене.
Итак, как правильно организовать свою деятельность, чтобы написать эссе на высокую оценку?
На наш взгляд, в работе над эссе можно выделить несколько этапов:
1. Написание эссе в черновом варианте.
2. Анализ содержания текста.
3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.
4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Рассмотрим процесс создания чернового варианта нашей работы.
Во-первых,для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.
Во-вторых,необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.
2. Проблема поднятая автором, ее актуальность.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
Образец черновика
1. Цитата |
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность |
3. Смысл высказывания |
4. Собственная точка зрения |
5. Аргументация на теоретическом уровне |
6. Примеры |
7. Вывод |
В-третьих, следует выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого:
1. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты.
2. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого нужно ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?» Выберите наиболее «близкую» вам цитату.
3. Мысленно ответьте себе на вопросы:
1) С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема?
2) Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
Наши рекомендации:
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
• четко понимаете смысл высказывания;
• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его);
• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);
• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика.
В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы.
* Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины».(А. П. Чехов)
Определение проблемы (темы) высказывания
Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии.
Проблема (тема) будет для вас своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях.
Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема (темы) является актуальной в условиях.
· ..глобализации общественных отношений;
· . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
· . обострения глобальных проблем современности;
· . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
· .. .развития международной интеграции;
· . современной рыночной экономики;
· . развития и преодоления мирового экономического кризиса;
· .. .жесткой дифференциации общества;
· . открытой социальной структуры современного общества; ^ . формирования правового государства;
· ..преодоления духовного, нравственного кризиса; У . диалога культур;
· . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Например:
Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного
В-четвертых,запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:
· «Смысл данного высказывания состоит в том, что. »
· «Автор обращает наше внимание на то, что. »
· «Автор убежден в том, что. »
Например:
А. П. Чехов является убежденным сторонником материалистического направления в философии, он утверждает, что материя первична, она определяет условия жизни человека, его деятельности. По мне нию автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины.
В-пятых,необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.
Для этого нужно ответить на вопросы:
1. Согласен ли я с мнением автора или нет?
2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем Нет?
3 В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
1. Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите
в графу 4 черновика. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
«Я согласен с автором в том, что. »
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. «Автор был прав, утверждая, что. »
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества ситуацию, сложившуюся в обществе одну из проблем современности)»
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. »
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться»
«А не задумывались ли вы над тем, что. »
В-шестых,следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и соци
альной реальности;
б) обращение к личному опыту.
Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они мое мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика.
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимы аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы».
В-седьмых,нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод. »
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. »
Вывод записывается в графу 7 черновика.
Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми.
В-восьмых,необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать * пометки, вставки.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы:
К1 — определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;
К2 — представление и пояснение собственной позиции выпускника;
КЗ — характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
Кроме того, дополнительным достоинствомэссе является включение в него
• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
Читайте также: