Как крыло самолета выражение

Обновлено: 04.11.2024

Многие часто летающие люди уже давно обратили внимание на то, что у всех современных самолетов концы крыльев загибаются вверх. Между тем, у всех более или менее старых самолетов такого не наблюдается, то есть, судя по всему, это достаточно новое конструкционное решение.

Оконечная часть крыла называется законцовкой. Когда-то ее изготавливали прямой, вернее, стреловидной. Но еще в начале 1970-х годов инженер НАСА Ричард Уиткомб плотно изучал аэродинамические характеристики крыла, и для улучшения этих характеристик сделал законцовку в виде маленького крылышка, расположенного перпендикулярно плоскости крыла.

На коммерческих авиалайнерах подобная законцовка впервые появилась в 1985 году у Боинга – на самолете 747-400. Ныне практически все воздушные лайнеры имеют подобные законцовки. Они могут иметь разные названия – винглеты, шарклеты, концевые шайбы – а также различные формы. Наиболее распространенная на сегодня форма – это плавный загиб законцовки в верхнем направлении.

Для чего это нужно? Чтобы это понять, необходимо вспомнить, за счет чего самолет держится в воздухе – за счет подъемной силы. Она возникает благодаря специальной форме крыла, из-за которой под крылом образуется область повышенного давления, а над крылом – пониженного. Воздух, стремясь перетечь из области повышенного давления в область пониженного давления, «толкает» самолет вверх. При этом в середине крыла воздушный поток движется от передней кромки к задней. В области же стреловидных законцовок воздух будет перетекать через край крыла, и, срываясь с него, станет накладываться на поток, набегающий на верхнюю часть крыла. В результате возникает паразитная сила, действующая на край крыльев и направленная вниз, что уменьшает подъемную силу.

Концевые вихри с винглетом и без него Концевые вихри с винглетом и без него

Образуются так называемые концевые вихри, на образование которых тратится дополнительная энергия, то есть топливо. В результате индукционное сопротивление крыла возрастает. Эти воздушные вихри в полете тянутся за самолетом на многие километры, и при определенных условиях могут представлять опасность для других самолетов, летящих следом.

Винглеты позволяют уменьшить перетекание воздушного потока через край крыла – на его пути возникает препятствие. Они также позволяет увеличить эффективную площадь крыла без его физического удлинения (что было бы невозможно в силу сложившихся требований к аэродромной инфраструктуре). В результате применения винглетов индуктивные концевые вихри значительно уменьшаются, что приводит к огромной – по авиационным меркам – экономии топлива, вплоть до 4-7%.

Винглеты изготавливаются из композитных материалов и весят всего около 40 кг. Замена обычных стреловидных законцовок на винглеты несложна и выполняется за несколько часов: старые законцовки снимаются, а новые устанавливаются.

Читайте также: