Избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью это
Обновлено: 04.11.2024
клиш е , нескл., ср. (франц. cliché).
1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке.
2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книж.).
Словарь лингвистических терминов
клише(франц. cliche). Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. В отличие от штампа, представляющего собой избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью, клише образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность. "В системе современного литературного русского языка слова, по большей части, функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише" (В. В. Виноградов). Положительные стороны клише: соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности; легкая воспроизводимость готовых речевых формул; автоматизация процесса воспроизведения; облегчение процесса коммуникации; экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).
Контрразведывательный словарь
клишепечатная форма с рельефными печатающими элементами (буквы, рисунок, чертеж и т. д.) для полиграфического воспроизведения текста и иллюстраций. Разведывательные органы противника и антисоветские зарубежные организации изготовляют клише с текстами антисоветского содержания фабричным способом и переправляют их в СССР нелегальным путем для использования эмиссарами, агентами и враждебными элементами внутри страны. Антисоветские элементы внутри страны изготовляют клише чаше всего кустарным способом.
Толковый переводоведческий словарь
клише1. Любая часто повторяющаяся речевая формула, имеющая всегда одно значение и несущая одну и ту же информацию.
2. Стереотипные слова и фразы. Наиболее распространенный способ перевода — это подбор соответствующего русского клише.
3. Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легковоспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. Клише, в отличие от штампа, образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность.
4. Стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных ситуациях, бытовых контекстах, в данном литературном или публицистическом направлении. Стереотипные выражения, подлежащие воспроизведению в стандартных ситуациях и представляющие собой законченное высказывание, называются ситуационными клише.
Энциклопедический словарь
клише- стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (напр., "Вопрос ждет своего решения").
- (франц. cliche), иллюстрационная печатная форма высокой печати. По характеру рисунка подразделяются на штриховые (с рисунков пером, с чертежей и т. п.) и растровые (с фотографий, рисунков акварелью, маслом). Получают травлением (см. Цинкография) или гравированием металла.
Словарь Ожегова
клишеКЛИШЕ, нескл., ср.
1. Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей (спец.). Изготовить к. Штриховое к.
2. перен. Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.
Словарь Ефремовой
клише- ср. нескл.
- Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа, плана и т.п. для воспроизведения их в печати (в полиграфии).
- перен. Ходячее, избитое выражение, избитая фраза.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
клише(франц. Clich é) — в графических искусствах — копия вырезанного на дереве или металле изображения, служащая для размножения его отпечатков. Так, в типографском деле К. называется копия со штампа большой заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и проч., изготовляемая посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый простой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленной медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую, сделанную из твердой бумаги или картона коробку с загнутыми краями наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал, предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика. Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или графита и поступают с ней так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают ее в полужидком легкоплавком металле, и таким образом получают точное воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот первоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретением особой клишировальной машины. Еще более удобно стало получать типографские К. после изобретения стереотипии (см.) и применения к делу гальванопластики (гальванопластическое К., гальвано) и, наконец, целлулоида. В фотографическом производстве название К. дается светописным снимкам на стекле, так наз. негативом и позитивом. В художественном гравировании на меди и на стали название К. присвоено копиям с гравированных досок, изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании эстампов, в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а воспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, после покрытия их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с оригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных по ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии дает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через то превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую.
Читайте также: