Итак всевозможные выражения языка
Обновлено: 04.11.2024
В своем посте я бы хотел показать вам размышление Максима Кронгауза, советского и российского лингвиста. Честно говоря, наткнулся на данный текст я случайно, когда прорешивал один из тестовых вариантов ЕГЭ по русскому языку. Конечно, почти во всех текстах к сочинению для ЕГЭ пишут о важных вещах. Но, на мой взгляд, данные размышления должен прочитать КАЖДЫЙ человек, чтобы он понял всю важность и необходимость писать грамотно.
Русский язык в интернете это, конечно же, чёрт знает что такое. Но при том это всё равно русский язык.
Начнём с самого простого - с яростной порчи орфографии. Возникла она не в интернете, но именно в интернете была поставлена на поток. И наиболее ярко проявилась в так называемом "языке подонков" и истории со словом "превед". Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела интернет-умами и стала модной и почти обязательной. Прежде чем как-то оценивать этот процесс, хорошо бы понять, зачем нам вообще нужна орфография.
Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту - быстрее читать. Это происходит потому, что мы привыкли к определённому графическому облику слов и опознаём их даже не целиком, а по нескольким ключевым буквам, прежде всего - по первой и последней. Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. Если таких задержек много (то есть мы имеем дело с неграмотным текстом), чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.
На самом деле орфография помогает грамотно и быстро писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. И вот здесь прозвучало ключевое слово - грамотный. Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям - тем, для кого чтение и письмо стали, по существу, основным инстинктом. И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано.
Вторая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы - в частности, потому, что "жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь". Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативное держишь и пишите.
Итак, всевозможные выражения "языка падонков" - [i]аффтор жжот и пеши исчо - безусловно, выразительны и потому так популярны. Кое-кто стал даже говорить о новой системе антиправил. На самом деле никакой особой системы нет. По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произношение, - пиши иначе.
Но здесь-то и кроется опасность. По-настоящему неправильно написать могут только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажает произношение. Так, мне трудно поверить в то, что неграмотный человек мог написать "превед, кросафчег!", потому что сделаны почти все возможные ошибки, причём каждый раз выбирается более неестественная с точки произношения буква.
Выразительность же всех этих написаний весьма условна. Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. По мере привыкания к ним и забывания "правильного прототипа" они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии при этом мы потеряем безвозвратно.
Меня поразила позиция одного безусловно грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне возможность самовыражаться в интернете, как я хочу, а вот моих детей в школе, господа лингвисты, извольте учить правильному языку и правильной орфографии. Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. Язык осваивается не в школе и не под чутким руководством каких-то там лингвистов. Вполне возможно, что его сын впервые увидит слово аффтор именно в интернете и именно в таком виде. И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.
Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.
Но мне кажется, что особых перспектив развития у этой лингвистической игры нет, уже сейчас набор выражений застыл, и новые появляются достаточно редко. С другой стороны, нет оснований считать, что все эти слова вот-вот исчезнут. Речевые клише могут существовать очень долго, хотя сейчас уже теряют большую часть своей энергии. Короче говоря, долгие лета медведу, преведу и иже с ними! И пусть они напоминают нам о лингвистических играх раннего периода развития интернета.
Как я оцениваю будущее нашей орфографии? На это у меня есть два ответа. В краткосрочной перспективе - очень плохо. Сегодняшние модные игры интеллектуалов выгодны неграмотным людям, а их, как известно, больше. В долгосрочной же перспективе грамотные образованные люди, безусловно, спасут нашу орфографию и победят. Вы спросите как? А как обычно: неизвестным науке способом.
(По М. Кронгаузу)
Конечно, примеры орфографических ошибок здесь весьма глупые, и вряд ли сейчас кто-нибудь, переписываясь в вк, напишет фразу "превед, кросафчег", но я считаю, что данная проблема по-прежнему актуальна. Так, к примеру, я часто вижу на просторах интернета вводную конструкцию "во-первых," без обособления и без дефиса. А ведь человек, который это написал, даже не подумал о том, чтобы проверить текст на наличие ошибок, и из-за него другой человек, прочитавший его текст, напишет точно так же! Еще можно привести множество других примеров, но я думаю, что этого достаточно.
Читайте также: