Исторические выражения история россии
Обновлено: 22.11.2024
Данный материал будет полезен для учителей истории, а также классных руководителей, работающих в школах пенитенциарного типа.
Цели: формирование интереса к изучению истории России
Задачи:
- расширение кругозор учащихся,
- активизация желание работать самостоятельно с различными источниками информации;
- повышение мотивации учащихся к изучению истории;
Критерии оценивания: максимальный балл – 75
Объяснить, что означает, в связи с чем возникло – 4 балла;
Объяснить смысл употребления сегодня – 1 балл.
Рабочий лист для обучающихся
1 «Пуститься во все тяжкая»
2«Положить в долгий ящик».
3«Наш брат Исаакий»
4 « Подлинная правда ».
5«Семь пятниц на неделе».
6«Погибоша, аки обри».
9 «Кричать во всю ивановскую».
10«У черта на куличках».
11 «Работать спустя рукава».
14 «Зарубить на носу».
15 «Остаться с носом».
Ответы на вопросы викторины
«Пуститься во все тяжкая». В Древней Руси большие колокола назывались «тяжкая». Согласно церковному Уставу–«Типикону», «ударять во все тяжкая», то есть бить сразу во все колокола, надлежало только по большим праздникам. Так как большие праздники сопровождались гуляньем, пьянством, то выражение «Пуститься во все тяжкая» означает безудержную гульбу, кутеж и расточительность.
«Положить в долгий ящик». В приказных избах в России подававшиеся прошения складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами не разобранными. Употребляется, когда решение откладывается на неопределенный срок.
«Наш брат Исаакий» Одно из первых русских крылатых выражений пришло из церковной среды, из «Патерика Киево-Печерского монастыря» Патерик содержал рассказ о некоем монахе, брате Исааки, к которому однажды в полночь явились бесы, принявшие образ прекрасных юношей. Сказали они отшельнику Исаакию: «Исаакий, мы- ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему.» Исаакий принял беса за Христа и поклонился ему. Тогда бесы закричали: «Наш, Исаакий!»- и заставили монаха плясать вместе с ними под дудки, сопели и гусли. Выражение «Наш брат Исаакий» стало означать, что человек, о котором так отзываются, близок к говорящему по взглядам и положению в обществе и моральным принципам.
«Подлинная правда». Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду. Выражение означает, что правда добыта не совсем честным путем.
«Семь пятниц на неделе». Обменные пункты у славян назывались погостами. Больше всего погостов было по берегам главной торговой дороги-Днепра. С течением времени на погостах стали устраивать ярмарки. Они устраивались не раз в год, а чаще. Как правило, открывались они в пятницу, и в этот день торговцы брали товар, а с появлением денег и деньги под честное слово. Отсюда (одна из многих версий) происходит и пословица «Семь пятниц на неделе»
«Погибоша, аки обри». «Повесть временных лет» сообщает, что мощное объединение племен аваров, по-славянски обров, покорило славянское племя дулебов, живших на территории западной Волыни. Бог, вступившись за славян, истребил обров. Древнейшее крылатое выражение означает гибель кого-либо без следа.
«Точить лясы». Лясы, или балясы, — так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы считалось делом не сложным, не требующим особого внимания.
Поэтому, работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле пустого провождения времени.
«Филькина грамота». Во время опричнины, введенной Иваном Грозным, митрополитом Московским стал Филипп Колычев. Через некоторое время Грозный велел схватить митрополита и бросить его в тюрьму. Царь презрительно называл Филиппа Филькой и, когда, еще при жизни Колычева, получал от него увещевательные письма, в которых тот призывал Ивана смириться и одуматься, именовал эти послания «Филькиными грамотами». Так в русском языке появилось уничижительное выражение «Филькина грамота», означающее неграмотное послание, подделку или же канцелярскую бумажку, не имеющую никакой законной силы.
«Кричать во всю ивановскую». В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.
«У черта на куличках». На территории Москвы и вокруг нее было немало болот, которые называли кулички или кулишки. А так как, по народным поверьям, в болотах водилась всякая нечистая сила, то и чертей стали называть кулиши. Теперь это выражение означает глушь, даль и захолустье.
«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».
«Верста коломенская». Одним из самых любимых царских подмосковных сел и усадеб было села Коломенское. Из Москвы к Коломенскому вела широкая, ровная дорога, посыпанная песком, с крепкими мостами, с верстовыми столбами по бокам. Эти верстовые столбы были в сажень высотой, и поэтому высоких людей москвичи стали называть верста коломенская.
«Тянуть волокиту». Из медной проволоки тянули очень тонкую нить — волокиту. Работа была медленной и трудоемкой. Употребляется в значении «делать медленно, тянуть время». Нитку иногда называли «канитель». Поэтому синоним — «тянуть канитель».
«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовать отколоть чурку - баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».
«Зарубить на носу». Нос — это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».
«Остаться с носом». Проситель в царской России, когда обращался в учреждение или суд, приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».
Читайте также: