Интонация как средство выражения эмоций

Обновлено: 04.10.2024

В данном параграфе освещается характеристика регулярных интонационно выявляемых в речи субъективно-модальных значений (эмоции и субъективная оценка). Типы эмоций:

1) неконтролируемые эмоциональные явления, свойственные человеку как биологическому существу;

2) чувства и волеизъявления, являющиеся элементами социального поведения человека.

Связь интонации с эмоциями второго типа: кодифицированный, стилизованный и структурированный характер выражения эмоций второго типа в речи. Интерпретация системы эмоций второго типа через ее акустические корреляты. Ограниченное число просодических сигналов (диапазон мелодического движения, его регистр, форма мелодического контура, интенсивность и длительность произнесения), используемое для выражения стилизованных эмоций.

Предназначенность интонации выражать эмоциональную сторону речи А.М. Пешковский называет "основной", "исконной" функцией интонации, а Н.Д. Светозарова, определяет функцию выражения эмоциональных значений и оттенков как самую специфичную для интонации, хотя и малоизученную в лингвистике.

Представляя мотивационную сферу психической деятельности индивида, эмоции участвуют в формировании смыслов, структурируя их и обеспечивая выбор средств для их репрезентации. Выступая обязательным элементом смыслообразования, эмоции, тем самым, закрепляются в смысловой структуре речевого произведения, образуя эмоциональный компонент личностного смысла автора. Эмоциональность - не лингвистическая категория.

Эмоции имеют когнитивную базу, так как вызваны определенными мыслями и связаны с ними, познание сопровождается эмоциями и эмоции мотивируют познание. Они включены в структуру сознания: регулируют принятие решений и поведение человека в различных сферах его деятельности. Эмоции, входя в структуру мыслительной деятельности, могут воспроизводиться равно как и мысли. Наука признает существование эмоциональной памяти и эмоционального следа в памяти человека.

Эмоции - универсальная психологическая категория человечества.

Выявление эмоциональной окрашенности в речи осуществляется по эмоциональной модальности речевого высказывания, на основе анализа использования единиц речи и характера связей между ними. Такая трактовка эмоциональной окрашенности позволяет исследовать значимость эмоциональной регуляции в речемыслительных процессах, а также неосознаваемый и осознаваемый планы ее проявления. Эмоциональная регуляция может осуществляться сверху (то есть самим субъектом). Тогда она обусловливается отношением человека к окружающим объектам, ситуациям и эмоциональным состояниям самого субъекта.

В исследовании управления человеком окраской своего голоса В.И. Галунов рассматривает два уровня обеспечения эмотивной функции:

1- й уровень - системно-коммуникационные или осознаваемые, поддающиеся контролю преднамеренные изменения речевых параметров в соответствии с требованиями ситуации общения (прием актерского перевоплощения и др.) (практически все могут преднамеренно передавать возбуждение, спокойствие, жалобу. Определенные ситуации могут требовать определенного стиля оформления речи: мольба и приказ);

2- й уровень - реализация указанных функций в неконтролируемых изменениях речевых характеристик.

Н.И. Жинкин впервые рассмотрел вопрос о произвольной и непроизвольной регуляции выразительности речевой интонации.

Он обнаружил, что слоговые перестройки зависят от эмоционально окрашенного контекста (удивление, сожаление, обида, возмущение и др.). Существует соответствие "интонационная структура - эмоциогенная ситуация" и важна роль последней в эмоциональной регуляции речемыслительных процессов. Исследования Н.И. Жинкина и других ученых показали, что объективное изучение интонации звучащей речи позволяет рассматривать ее как индикатор состояния говорящего.

Ряд авторов установили изменения в характеристиках речи, связанные с особенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний, которые можно классифицировать следующим образом:

Изменения в характеристиках речи в состоянии эмоциональной напряженности, обусловленные особенностями вегетативного реагирования, присущими данному состоянию;

2. Изменения в характеристиках речи, являющиеся отражением специфики протекания сенсорных и мыслительных процессов в состоянии эмоциональной напряженности;

3. Изменения в характеристиках речи, связанные с особенностями протекания некоторых моторных реакций в состоянии эмоциональной напряженности;

Типичными для состояния эмоциональной напряженности являются изменения ритма дыхания, которые сказываются на темпоральных

характеристиках речи: увеличивается количество пауз в речевом потоке, их длительность, изменяется характер локализации пауз.

В качестве объективных индикаторов при распознавании состояний по характеристикам речи могут быть использованы:

1. Колебания частоты основного тона голоса;

2. Колебания уровня громкости речи (в сторону увеличения или уменьшения по сравнению с речью в обычном состоянии);

3. Изменения темпа артикулирования (абсолютного темпа речи);

4. Колебания общего темпа речи от максимального к минимальному (диапазон перепада темпа речи, скорость изменения темпа речи);

5. Изменение средней длины отрезка речи, произносимого без пауз нерешительности (в сторону уменьшения по сравнению с речью в обычном состоянии).

Исследования Н.И. Витт позволили выявить выражение отдельных видов эмоциональных состояний - настроений, аффектов и эмоций - в значениях акустических параметров звучащей речи. В качестве ведущих акустических параметров были приняты значения основного тона и интенсивности говорения. Изменения интенсивности произнесения (в сторону увеличения или уменьшения) - явления весьма субъективные. Спектральный анализ отношения "интенсивность - частота" тоже указывает на ограниченность роли интенсивности.

Было выделено 11 зон эмоционального состояния: радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев (ненависть), печаль, презрение, уважение, стыд, обида.

Каждой зоне соответствует устойчивая комбинация из определенных значений этих характеристик.

Зона "печали" - ровное направление, узкая полоса частот, диапазон около 9-ти полутонов со средней длительностью и малым отклонением амплитуды колебания в течение всего времени произнесения.

Близкой к ней является зона "безразличия" и "нежности". Отличие в первом случае состоит в меньшей длительности и постепенном уменьшении амплитуды, во 2-м в тенденции направления тона к нисходящему и в большем отклонении амплитуды в начале реализации.

Зона "уважения" - ровное направление тона средней или значительной амплитуд колебания в течение всей реализации при средней длительности.

Зона "гнев" характеризуется восходяще-нисходящим направлением, широкой полосой частот, диапазон от 12 до 20 полутонов, интервал от октавы до большой секты через октаву, с большей длительностью и наибольшими отклонениями амплитуд.

Зона "презрения" - та же структура, что и у зоны "гнева", но с плато в центральном участке, меньшая амплитуда и большая длительность.

Зона "радости" имеет ровно-нисходящее направление, широкая полоса частот и близкие к предыдущим диапазоны и интервалы со значительной длительностью и отклонениями амплитуды.

Зона "обиды" характеризуется ровным-нисходящим-ровным направлением основного тона, сдвигом полосы частот вверх, средней длительностью и самым большим числом вариаций по значениям амплитуды колебаний.

Зона "удивления" - сочетание ровно-нисходящего направления со спадом в конце, диапазон равный примерно 14 полутонам, интервал около октавы и более со значительной длительностью и довольно большим отклонением амплитуд.

Вся структура близка к коммуникативному типу структуры интонации, соответствующей вопросу. Но короткий спад, являющийся частью данной зоны удлиняется в отдельных реализациях, выражающих, например, "изумление", что приближает структуру к завершающему типу интонации.

Для данной зоны характерна распределенность в амплитуде колебаний: малая в начале и в конце, значительная в центральной части.

Зона "испуга" - сочетание типа структуры (представленной двумя вариантами: ровно-нисходящей и ровно-восходящей), диапазон 5-10 полутонов и интервал, равный малой секте или увеличенной кварте, с наименьшими значениями по длительности и значительной амплитудой колебаний. Характерной чертой является малая длительность при 2-х формах - завершенной и незавершенной интонации; обе характеризуются хорошим опознаванием, что заставляет считать длительность в данной комбинации признаков решающим фактором.

Если все группы эмоционального состояния расположить на одной прямой, то на ее отрезках в центральной части окажутся наиболее точно опознаваемые группы, а в областях между каждыми двумя перпендикулярами к это прямой - зоны инвариантного выражения и опознавания в речевой интонации. Отклонения кривой, соединяющей верхние границы зон, показывают, каким группам эмоционального состояния соответствует большая или меньшая устойчивость физических характеристик интонационных форм и их воспринимаемых качеств в опознавании.

Это схематическое распределение групп по одной шкале свидетельствует о том, что группам "удивления" и "радости" соответствуют наиболее ярко выраженные зоны.

Наиболее устойчивые интонационные структуры соответствуют выражению эмоционального состояния общего характера. Эти же эмоциональные состояния имеют высокий процент опознавания при слуховом анализе соответствующих интонационных форм.

Из-за многообразия эмоциональных состояний зоны могут быть широкими и частично перекрывающимися. Выявление отдельной зоны возможно путем ее сужения при усреднении данных исследуемых акустических параметров, где сочетание определенных значений характеризует зону.

Выражение эмоционального состояния в интонации звучащей речи может иметь кодовый характер. Сложность кода обусловлена тем, что если чувства и эмоции как переживания субъективной оценки действительности имеют общечеловеческий характер, то выражение их в речи при обращении ограничено системой языка.

Любую эмоцию можно выразить, используя свойства человеческого голоса. Признак эмоции в голосе связан с физиологическим признаком состояния. Причем связи эти не случайны, а детерминированы рядом чисто физических зависимостей характера звука от состояния организма в целом и органов звукообразования, в частности.

Фонетически эмоциональность проявляется на сегментном и сверхсегментном уровне. Удлинение ударных гласных, а также некоторых согласных, изменение качества звука, перенос ударения, использование эмфатического ударения вместо логического и многие другие изменения сегментного состава высказывания происходят под влиянием эмоций. А.М. Пешковский писал по этому поводу: "Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией".

В.А. Артемов разграничивает интонацию как языковое явление, выполняющее логико-грамматические функции, и как звуковое выражение эмоций в речи. Основанием для такого подхода является тот факт, что эмоциональная интонация не имеет собственного языкового статуса, то есть она не различает значения языковых единиц. Невыявлено изменение логики мыслей, обусловленных эмоциональной окраской речевого высказывания. Подобный взгляд на эмоциональную интонацию позволяет рассматривать это явление изолированно.

Утверждая самостоятельность эмоциональной интонации, В.А. Артемов обращается к историческим корням этого явления в контексте языка и речи. Звуковое выражение эмоций - основное средство коммуникации в животном мире. В различных ситуациях животные издают звуки, выражающие определенные эмоциональные состояния, что носит непроизвольный, неуправляемый характер. Между звуковыми сигналами животных и выражением эмоций посредством интонации у человека есть генетическая связь. Ее подтверждением является экспериментально установленная способность человека опознавать состояние животных при слуховом восприятии их сигналов. Встречаются упоминания о способностях животных чувствовать состояние человека. При этом слова не имеют значения. Степень понимания зависит от эмоциональности.

Характеризуя современный язык человека, В.А. Артемов указывает на его трехслойность. "Генетически первичным, дочленораздельным является язык

просодический, переходным - интонационный и наиболее совершенным - язык слов (фонем). При этом просодический слой проникает в интонационный, порождая его, и остается в качестве рудимента в слое языка слов".

Ученые насчитывают свыше 20-ти интонаций, выражающих различные чувства: угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы, удивления, страха, сомнения и т. д. Говорящий должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О веселом надо говорить радостным голосом, о грустном - печальным и т. д.

Психофизиологическое состояние человека, отражающееся определенным образом в организации его речи, является фактором, обеспечивающем единство, целостность семантического аспекта интонационных единиц, которые несмотря на наличие огромного разнообразия передаваемых ими оттенков значения, имеют общую первооснову.

Интересные особенности эмоциональной речи выделяет Э.А. Носенко, оговаривая при этом, что "вокальный канал" - голос, дыхание - играет особую роль в передаче эмоциональной информации.

1) Более ярко выраженные колебания частоты основного тона и интенсивности речевого сигнала.

2) Резкие перепады общего тона речи. При этом темп возрастает при произнесении привычных речевых единиц.

3) Возрастание темпа артикуляции (абсолютного темпа речи).

4) Изменение длительности реакции на реплику собеседника.

Содержание эмоционального высказывания часто подчеркивается лексическим составом предложения, например, в вопросительном предложении частица разве усиливает удивление (Разве ты не видишь?); неужели - удивление и недоверие (Неужели ты не знаешь?); а что если, вдруг - опасение (А вдруг денег не хватит?); ли - сомнение (Захочет ли он ее видеть?); союз и - сожаление, раздумье (И зачем все это?); частица же - усиливает основную мысль высказывания с определенной эмоциональной окраской (Я же объяснила, /неужели не понятно?).

1. Перечислите основные типы эмоций. Какова их функциональная значимость?

Читайте также: