Иносказательное выражение отвлеченного понятия
Обновлено: 05.11.2024
Форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ.
толковый словарь ушаковаАЛЛЕГО́РИЯ [але], аллегории, жен. (греч. allegoria).
1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий.
2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-нибудь аллегория.
3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (прост.). «Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку.» Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.
толковый словарь ожеговаАЛЛЕГО́РИЯ, -и, жен. (книжн.). Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе. Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намёками на что-н.).
| прил. аллегорический, -ая, -ое.
толковый словарь даляАЛЛЕГОРИЯ - жен., греч. иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли. Весь вещественный, чувственный мир не иное что, как иносказание, по соответствию, мира духовного. Аллегорический, аллегоричный, иносказательный, переносный, окольный, обинячный; аллегорист муж. иносказатель.
популярный словарьВыражение отвлеченной идеи, понятия в конкретном образе; одна из форм иносказания, заключающаяся в передаче отвлеченной мысли через конкретный образ.
Образ священного хоровода - мистическая аллегория, распространенная в церковной литературе начальных времен христианства (Даркевич).
аллегори́зм, аллегори́чный (алегоричная речь, аллегоричный намек), аллегори́ческий (аллегорический жанр, алегорическое произведение)
От греческого allēgoria ‘иносказание’.
Термин "аллегория" впервые встречаутся в трактатах об ораторском искусстве Цицерона. В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На аллегории с древних времен строится басня, моралите, притча. В русской классической литературе аллегория была распространенным приемом в сатирических произведениях (напр. аллегорические фамилии персонажей: Скалозуб, Молчалин, Собакевич). В изобразительных искусствах аллегория выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Аллегория наиболее характерна для искусства Средневековья, маньеризма, барокко, классицизма.
Говори́ть аллего́риями - говорить неясно, малопонятными намеками на что-л.
словарь существительныхАЛЛЕГО́РИЯ, -и, ж То же, что иносказание.
…Надо было выдумать аллегорию Неблагодарности: человек при восходящем солнце гасит свечу, которая служила ему ночью (Д. Мережковский).
энциклопедический словарьАЛЛЕГО́РИЯ -и; ж. [греч. allēgoria - иносказание]. В искусстве средневековья, Возрождения, барокко, классицизма: воплощение какой-л. идеи в конкретных художественных образах и формах (скульптурах, героях литературных и живописных произведений и т.п.). Минерва в живописных полотнах классиков - а. мудрости. Животные крыловских басен - живые аллегории жадности, глупости, тщеславия. // Скрытый смысл, намёк на кого-, что-л.; иносказание. Основываться на аллегории. Прибегать к аллегориям. Говорить аллегориями (также: замысловато и непонятно).
◁ Аллегори́чный, -ая, -ое. А-ое изображение. А. стиль. А. образ. Аллегори́чески, нареч. Аллегори́чность, -и; ж.
аллего́рия (греч. allēgoría - иносказание), изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделён от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
АЛЛЕГОРИЯ - АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа (см. ОБРАЗ). Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа (см. СИМВОЛ), однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп (см. ТРОПЫ) аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ) , барокко (см. БАРОККО), классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) .
большой энциклопедический словарьАЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
академический словарьВыражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание.
гуманитарный словарьАЛЛЕГО́РИЯ (греч. αλληγόρεω - букв. "говорить иное, не то, что обозначают слова) - произвольное приписывание конкретному явлению нек-рого культурного смысла; возведение конкретного явления к абстрактной категории, воплощаемой в конкретном образе; персонификация категорий, конкретный образ, обозначающий абстрактную категорию (напр., изображение Невежества в виде человеч. фигуры с ослиными ушами есть аллегорич. изображение; соответств., фигура с ослиными ушами есть А., обозначающая Невежество).
В европ. культуре нового времени от Ренессанса до периода классицизма А. образуют универсальный метаязык культуры, восходящий к классич. древности и Средневековью, варьировавшийся с изменением стиля эпохи. Широко применялся в России кон. 17 - сер. 19 в.
Основой аллегорич. метаязыка является антич. мифология (в России 18 в. говорили "баснословие"); божество, правила изображения (иконографический тип) к-рого общеизвестны, персонифицирует понятие (чаще разл. понятия, т. к. аллегорич. знак, как и знак естественного языка, обычно полисемичен). Напр., изображение девы с цветами может обозначать Флору, к-рая олицетворяет весну, юность, восток и т. д., и эти значения метаязыкового знака выступают классификаторами (характеристиками) множества реальных конкретных явлений (напр., имп. Елизаветы).
В качестве аллегорич. подъязыков использовались также персонажи Свящ. Писания, антич. историч. персонажи, образы из классической лит-ры (напр., Армида) и даже ситуации, изображаемые сценами. Дифференциальными признаками знаков А. были спец. атрибуты, к-рые могли употребляться самостоятельно в качестве символов. Семантич. структура аллегорич. знака м. б. весьма сложной, включая неск. перекодировок на разных уровнях глубины. Часто А. образовывали сложные композиции в пределах сада или его участка, интерьера, фасада, т-р. действа, фейерверка и т. д.
Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Силантьева Н. А., Яранцев В. Н. Автопортрет Павла I в интерьере // II Санкт-Петербург. музейные чтения: Время правления Павла I и двухсотлетие присвоения Гатчине городских прав, 10 июня 1996 г. СПб.: Гатчина, 1996.
иллюстрированный энциклопедический словарьАЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для искусства средневековья, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
словарь слов из произведений русской литературыАллегория, и, ж.
► А ведь долго крепился давеча в трактире, заламливал такие аллегории и екивоки. // Гоголь. Ревизор //; Как это я сочинил такую аллегорию, да и вовсе не нужно было! // Чернышевский. Что делать //
сборник слов и иносказанийаллегория - иносказание, картинное изображение мысли
Ср. Соки ты мои высосал, пачкун ты старый! - "Чем же я, матушка, высосал твои соки?" - промямлил супруг. - Болван, аллегории не понимает.
Достоевский. Дядюшкин сон. 10.
Ср. Как вы думаете, - не сошла ли она с ума? то есть без аллегории, а настоящим медицинским манером, а?
Достоевский. Идиот. 1, 15.
Ср. Дамы. гоняли и закрутили его (Чичикова) своими разговорами, подсыпая кучу самых замысловатых и тонких аллегорий, которые все нужно было разгадывать.
Гоголь. Мертвые души. 1, 8.
Ср. L'allégorie habite un palais diaphane.
Lemierre. Peinture. 3.
Ср. αλληγορία (άλλος - другой, αγορεύω - говорить в собрании).
орфографический словарь словарь ударений формы словаллего́рия, аллего́рии, аллего́рий, аллего́риям, аллего́рию, аллего́рией, аллего́риею, аллего́риями, аллего́риях
синонимысущ., кол-во синонимов: 9
лингвистические терминыаллегория (др.-греч. άλληγορία).
иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образа. А. в качестве тропа используется в баснях, притчах, моралите. В последнее десятилетие активизировалась в публицистическом стиле, куда она перешла из устной публичной речи; "популярность" А. как тропа в современной публицистике обусловлена тем, что А. представляет собой такой "способ повествования, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный, передача которого является подлинной целью повествования" [Культура речи, 2001, С.272].
аллегория (греч. allegoria - иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т. д.
морфемно-орфографический словарь грамматический словарь педагогическое речеведениеАллегория (греч. allegoria - иносказание) - троп (см. тропы), заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия или мысли при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство в виде змеи и т. д. А. основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов. Не следует смешивать А. с символом, последний более многозначен и лишен точности, определенности аллегорического образа.
Сила А. в том, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческие и римские скульпторы изображали с завязанными глазами и весами, навсегда осталась воплощением правосудия. Змея и чаша - А. врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» - аллегорический призыв к миру, к окончанию войн. Многие А. обязаны своим происхождением древним обычаям, культурным традициям (ср. гербы, эмблемы), фольклору - главным образом сказкам о животных, греческой и римской мифологии, Библии и т. п.
Чаще всего А. встречаются в изобразительных искусствах (например, фреска «Схватка лисиц и собак» во Флоренции, рисующая борьбу церкви с еретиками). Словесная А. обычна в загадках (например, Висит сито, не руками свито (паутина), пословицах (например, Всякий кулик свое болото хвалит), баснях («Дуб и трость» Лафонте-на, «Булыжник и алмаз» И.А. Крылова), притчах (почти все притчи, с которыми Иисус Христос обращается к своим ученикам, основаны на А., например притча о блудном сыне, притча о талантах и т. д.), моралите (назидательная драма западноевропейского театра XIV- XVI вв.). Основными действующими лицами моралите были персонажи, олицетворяющие различные добродетели и пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу человека (пьеса «Благоразумный и Неразумный», 1439, и др.). Отдельные аллегорические фигуры сохранились в пьесах М. Сервантеса («Нумансия») и В. Шекспира («Зимняя сказка»). А. наиболее характерна для средневекового искусства, искусства Возрождения, барокко, классицизма.
В зарубежной реалистической литературе аллегорический, иносказательный характер имеют многие произведения. Так, «Остров пингвинов» А. Франса - философско-аллегорический роман, в котором писатель прослеживает основные этапы развития буржуазной цивилизации. Персонажи романа - пингвины - олицетворение человеческого неразумия. Глупость, лицемерие, религиозные предрассудки являются их постоянными спутниками. Аллегорическая образность лежит в основе «Войны с саламандрами» К. Чапека, одного из первых антифашистских романов в зарубежной литературе.
В русской классической литературе А. была распространенным приемом в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, в творчестве А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (например, аллегорические фамилии таких персонажей, как Скалозуб, Молчалин, Собакевич).
Свое идейно-художественное значение А. сохраняет и в литературе XX в. Это особенно показательно для сатирических жанров. Так, в названии пьесы Маяковского «Клоп» аллегорически обобщен тип обывателя, мещанина, объективно являющегося паразитом общества. Главный отрицательный персонаж пьесы Маяковского «Баня» - главначпупс Победоносиков - аллегория бюрократизма и чванства, самая фамилия которого вызывает у читателя ассоциации с одной из самых страшных фигур русской истории - главой Святейшего Синода мракобесом и реакционером Победоносцевым. Она представлена в комическом, уменьшенном и приниженном виде («победный носик» - воплощение зазнайства и спеси на пустом месте).
А. широко распостранена в поэтическом языке, где переносные значения слов и словосочетаний, часто необычные и новые, применяются как художественный прием и придают речи особую выразительность, разнообразные оттенки смысла.
Различаются А. общеязыковые и индивидуально-авторские.
Общеязыковые А. известны не только в русском языке, но и в других современных и древних языках. Так, коварство предстает в образе змеи, власть - в образе льва, медлительность - в образе черепахи и т. д. А. может быть названо любое иносказательное выражение. Например, пришла осень может означать: наступила старость, увяли цветы - кончились счастливые дни, поезд ушел - к прошлому нет возврата и т. д. Такие А. тоже носят общеязыковой характер, так как смысл их обусловлен традицией их употребления в речи.
Индивидуально-авторские А.: например, в поэзии А.С. Пушкина А. лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза» и др. У М.Ю. Лермонтова аллегорический смысл заключен, в стихотворениях «Сосна», «Три пальмы» и др.
М.В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию» (1748) разделял А. на «чистую», состоящую только из слов с переносным значением (например, все загадки, пословицы типа Один в поле не воин, На ловца и зверь бежит и др.), и «смешанную», построенную на смешении слов с прямым значением и слов с переносным значением (пословицы типа Либо сена клок, либо вилы в бок, Либо в стремя ногой, либо в пень головой, Либо грудь в крестах, либо голова в кустах и др.).
М.В. Ломоносов предупреждал: «Аллегоричным штилем многие излишно услаждаются и чрез меру часто сей троп употребляют, а особливо те, которые не знают подлинной красоты слова, но прельщаются притворным его видом. Умеренно употребленная аллегория слово украшает и возвышает, а без меры часто в слово внесенная оное помрачает и обезображает. Однако иногда служит к возбуждению страха и в сем случае ночи подобна, ибо потаенное страшит больше, нежели явное».
история словОтсутствие ясности в определении понятия «лексическое значение слова» очень тяжело сказывается в практике словарного дела. В каждом толковом словаре пропускаются сотни, если не тысячи живых значений слов и изобретается множество несуществующих значений. Вот несколько иллюстраций из словаря Ушакова. В слове аллегория выделено особое, самостоятельное значение: `туманная, непонятная речь, нелепость' (простореч.). В качестве наиболее показательной иллюстрации его приводится фраза: Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо (1, с. 27; ср.: БАС, 1, с. 95). Но слово аллегория в общенародном языке не означает нелепости, хотя и может применяться для характеристики неясной, непонятной речи, например в речи гоголевского городничего из «Ревизора»: «А ведь долго крепился давеча в трактире, заламливая такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку».
(Основные типы лексических значений // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография. с. 169-170).
словарь галлицизмов русского языкаАЛЛЕГОРИЯ и, ж. allégorie f. < , гр. 1119. Лексис. лит., иск. Иносказание. Сл. 18. Тут сатирик аллегориею начинает осмеивать пьянство, которое мореплаванию уподобляет. Кантемир Сатиры 2 223. После ученья изволил <великий князь> .. разговаривать со мною о рудокопах и о землетрясении. Под сим .. некоторая аллегория заключалась. Порошин Зап. 264. Аллегори/ю вдруг сбьют в ревности с очей. Тред. Наука о стихотворении. Все Ероглифика да все Аллегори/я. В. Петров. // Суперанская Удар. 202. В час времени создавал он <Орловский> громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторской ловкостью рисовал карандашом; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобу дня. Бенуа Истор. рус. живописи. // Смена 1994 2 120. - Удар. аллегори/я (Тред. СП 1 32.). - Лекс. Алексеев 1776 (доп.) : аллигории; Нордстет 1780: аллего/рия.
словарь иностранных словАЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria, от all-egorein - говорить что-либо иное). Иносказание, т. е. перенесение по сходству мысли или целого ряда мыслей от собственного значения к несобственному, также замена отвлеченных понятий конкретными представлениями. Иносказательное выражение целой мысли.
Читайте также: