Иллюзия обмана как понять выражение

Обновлено: 05.11.2024

Человеку свойственно заблуждаться. Все мы, неважно, каковы наши IQ, уровень образования, социальное и материальное положение, подвержены социальным иллюзиям. О том, что с этим делать, рассказывает социальный психолог Ольга Гордякова.

Юлия Тарасенко журналистка

Основные идеи

  • Социальным иллюзиям подвержены все люди.
  • Мы можем заблуждаться искренне или сознательно.
  • Общество влияет на наши представления о реальности.
  • Чтобы избавиться от заблуждений, нужно принимать реальность такой, какая она есть, не пытаясь переделать ее.

Иллюзии — это ложные убеждения и идеальные представления о самих себе, бутафория, искаженная реальность, которую мы принимаем за истину. Они мешают быть объективными и адекватно воспринимать то, что происходит вокруг.

Мы можем заблуждаться совершенно искренне, принимать свои заблуждения за единственно возможную правду. Но даже в этом случае они нужны нам из-за личных или социальных выгод. Так, например, женщина может интуитивно чувствовать ложь в словах партнера, но упорно «верить» в его слова о любви и преданности.

Многие заблуждаются в своей социальной значимости: человек отдает работе все силы и верит, что реализуется социально, важен для коллектива. Но возникает ситуация, когда он оказывается ненужным. Или волонтер однажды понимает, что его социальная работа — способ уйти от мрачных мыслей и давящего чувства одиночества, а не решение настоящей проблемы.

Можем мы и «играть» с заблуждением: прекрасно понимая, что к чему, делать выбор в пользу выбранной социальной маски или роли. Так поступают многие политические лидеры, строители финансовых пирамид, псевдодуховные учителя и лидеры, маркетологи. Они обещают, успокаивают, сулят ровно до тех пор, пока им это выгодно.

Природа заблуждений

Хотим мы того или нет, мы живем в мире заблуждений: о реальности и самих себе, о наших близких, о сфере духовного опыта. Часть из них мы получаем еще в детстве от своих первых «социальных учителей» — родителей и ближайшего окружения.

«Ты у меня самый умный / сильный/ красивый», — убеждает нас мама. И мы растем, искренне считая себя самыми-самыми.

Первое прозрение настигает, когда мы попадаем в новую социальную группу — детский сад или школу. Оказывается, есть люди, которые к нам равнодушны, а иногда даже враждебно настроены. Кроме того, выясняется, что мы не самые умные, способные и талантливые. Часто близкие пытаются помочь нам сохранить представление о себе: «Все равно ты самый лучший!», «Зато ты у меня…», «Да кого ты слушаешь!». Так постепенно формируется самооценка — либо адекватная, либо (если психологическая защита не срабатывает) заниженная.

Крушение иллюзий может произойти, когда мы сталкиваемся с бессилием, растерянностью, ошибками взрослых

Параллельно формируются заблуждения об окружающих. В детстве мы уверены, что родители всесильны, они защитят, вылечат, помогут в любой ситуации. Они всегда правы, потому что знают абсолютно все. И родители долгое время поддерживают эти заблуждения — им хочется, чтобы мы чувствовали себя защищенными. Позже к армии всесильных взрослых присоединяются учителя.

Крушение иллюзий может произойти, когда мы сталкиваемся с бессилием, растерянностью, ошибками взрослых. А может и не произойти — и тогда мы будем считать: все, кто старше (выше по должности, статусу), априори правы и могут решать нашу судьбу.

Мы питаем иллюзии и по поводу отношений с другими. Концепция «жить долго и счастливо и умереть в один день» заставляет многих держаться за нелюбимого партнера и закрывать глаза на собственные страдания.

По мере взросления мы взращиваем, любим и бережем свои заблуждения. Меняем социальные маски, добросовестно играем социальные роли, стремимся быть и выглядеть более успешными. Нами движут социальные эмоции и чувства. Например, стыд и гордость. Мы стремимся самореализоваться, выделится в социальной среде, произвести впечатление на других и при этом следовать социальным нормам.

Давление общества

Возникновение социальных норм, способность людей их сохранять, поддерживать и распространять еще в первой половине ХХ века изучал турецкий психолог Музафер Шериф. Он помещал испытуемых в темную комнату. На расстоянии 5 м появлялся точечный источник света, который через начинал сдвигаться в сторону. Испытуемый должен был определить, на какое расстояние. Поскольку в комнате было темно, а у него не было никакой «точки отсчета», он начинал давать ответ наугад: 15 см, 25 см. Обычно ответы колебались вокруг цифры 20 см.

На следующий день человек попадал в ту же ситуацию, но в компании других испытуемых, которые накануне якобы тоже наблюдали за светящейся точкой. Они предлагали свои ответы: 2,5 см, 5 см.

Читайте также: