Играть со спичками опасно продолжить фразу
Обновлено: 22.12.2024
Оглавление
- Предисловие
- Урок 1. Цифры, буквы и немного математики
- Урок 2. Геометрия
- Урок 3. Алгебра
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Со спичками не шутят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Урок 1. Цифры, буквы и немного математики
— Сколько будет, если восемь разделить пополам?
— Если вдоль, то три, а если поперек, то ноль.
При решении задач первого урока спичками нужно будет изображать цифры и буквы. Если вы улыбнулись, прочитав эпиграф, значит с арифметикой у вас всё в порядке. Тогда дерзайте. Минимальные «системные» требования к человеку, решающему задачи этой главы — знать русский и латинский алфавиты, арабское и римское написание чисел, уметь немножечко считать. В обыденной жизни римские цифры последнее время встречаются редко, но многие спичечные задачи с числами и арифметическими примерами имеют давнюю историю и поэтому в них фигурируют цифры этой, постепенно забываемой, системы счисления. Римская нумерация, в отличие от арабской системы, не позиционная. В её основе использованы принцип сложения (например, V+I=VI, то есть 5+1=6) и принцип вычитания (например, X-I=IX, 10-1=9). Основные знаки римской нумерации, в спичечном изображении, выглядят так:
Остальные числа получаются из основных следующим образом: 1=I, 2=II, 3=III, 4=IV (вычитаемое слева от основного знака), 5=V, 6=VI (прибавляют справа до трех знаков), 7=VII, 8=VIII, 9=IX (снова вычитание, вычитается слева только один знак), 10=X, 11=XI, 12=XII, 13=XIII, 14=XIV, 15=XV, 16=XVI, 17=XVII, 18=XVIII, 19=XIX, 20=XX. Далее все идет аналогично.
При изображении спичками букв и цифр возможны варианты, подбирайте подходящий для конкретной задачи. Вот как, к примеру, можно представить число «два»:
Показано четыре варианта, но можно по-другому выложить буквы в слове «два», написать это слово на другом языке, поставить сверху и снизу черточки в римской нумерации, записать это число как квадратный корень из четырех и т. д.
Предваряющие слова свели на нет интригу следующих задач, и вы можете удивиться: в чём же закавыка, всё ведь просто. Обычно подобные головоломки публикуют, не намекая столь прозрачно, что нужно сделать, но ради идеи систематизации заданий пришлось пойти на это. Если же вы захотите проверить мыслительные способности кого-то из ваших приятелей, не говорите им вступительных слов, а сразу — условие задачи и всё.
1-1. Из двух спичек, не ломая их, сделайте пять. Справившись с этим заданием, вы легко сделаете из двух спичек десять и даже пятьдесят.
1-2. Теперь возьмите три спички. Не прибавляя и не ломая их, сделайте из трех спичек четыре. А сможете сделать ещё больше?
1-3. Имея 4 спички, вы без труда сделаете 7, затем 15, наконец, 1000. А можете наоборот уменьшить число и сделать из 4 спичек 3?
1-4. На рисунке из 4 спичек сложено число 14. Переложите только одну спичку так, чтобы получилась тысяча.
1-5. Из 4 спичек сложено число 7.
а). Как переложить одну спичку, чтобы получилось число 1?
б). Как нужно переложить две спички, чтобы получилось число 5?
1-6. Разделите 5 спичек между пятью лицами так, чтобы каждый получил по спичке, и одна спичка осталась в коробке.
1-7. Из 5 спичек сделайте 6. (Есть несколько решений.)
1-8. Из 5 спичек сделайте 8.
1-9. Как доказать на спичках, что если от 8 отнять 5, то ничего не останется?
1-10. Положите 6 спичек так, чтобы получилось «ничто».
1-11. Положите 6 спичек так, как показано на рисунке.
а). Передвиньте одну из них, не касаясь других, так, чтобы получилась арифметическая дробь, равная 1. Спичку, изображающую дробную черту, трогать нельзя.
б). Превратите эту дробь в число 1/3, не изменяя количества данных спичек.
1-12. На рисунке из спичек образовано число 57 в римской нумерации. Переместив две из них, не сдвигая остальных, получите 0. Есть два различных решения.
1-13. Отнимите от 7 спичек 5 спичек так, чтобы и осталось тоже 5.
1-14. Чему равно значение дроби, показанной на рисунке семью спичками?
1-15. Переложите 1 спичку на следующем рисунке так, чтобы равенство стало верным. Существует несколько решений.
1-16. А теперь подумайте над рисунком предыдущей задачи и, не перекладывая спичек, докажите, что равенство изначально было верным.
1-17. Докажите на спичках, что половина числа 12 равна 7.
1-18. Как из 8 спичек сделать три?
1-20. а). Положите 9 спичек так, чтобы получилось 10.
б). Сделайте из 9 спичек 36.
1-21. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось 100. (Два решения.)
1-22. Докажите на спичках, что:
а) 9 без 3 равно четырем;
б) 11 без 3 равно шести;
в) половина числа 9 равна 4.
1-23. Переложите спички, показанные на рисунке, так, чтобы в каждом горизонтальном ряду было четыре (а можно сделать в каждом ряду — шесть).
1-24. Положите пять спичек. Прибавьте к ним ещё 5 спичек так, чтобы получилось три.
1-25. Из 10 спичек получите ноль.
1-26. Увеличьте число, составленное из 10 спичек, в полтора раза, переложив как можно меньше спичек.
1-27. Сможете ли вы показать с помощью спичек, как от 5 следует отнять 7/10, чтобы остаток оказался в точности равен 4?
1-28. На рисунке сложено арифметическое выражение из спичек. Какое минимальное количество спичек нужно переложить, чтобы равенство стало верным?
1-29. Переставьте одну спичку, чтобы пример имел решение.
1-30. Из 12 спичек сделайте 2.
1-31. Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.
1-32. Превратите это арифметическое выражение в истинное равенство или неравенство, взяв или переложив 1 спичку. Есть много решений.
1-33. Как из 13 целых спичек, каждая из которых равна 5 сантиметрам, положенных одна около другой, составить метр?
1-34. Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.
1-35. Из 14 спичек сделайте 50.
1-36. Положите 15 спичек так, чтобы получилась сетка.
1-37. Спички расположены как на рисунке. Убирая каждый раз несколько из них, образуйте как можно больше различных слов. Например, НОС.
1-38. Во всех следующих арифметических выражениях нужно добиться истинности равенств, переложив всего по одной спичке.
1-39. Переложите 1 спичку так, чтобы равенство выполнялось с точностью до 0,002.
1-40. Чему равен Х в изображенном спичками двойном равенстве? (Наборы из трёх вертикальных спичек можно интерпретировать тремя различными способами.)
1-41. От данных 24 спичек, расположенных указанным образом, отнять 8 спичек так, чтобы осталось 6.
1-42. Перед вами 24 спички. Можете ли вы, сняв со стола 13 спичек, сложить из оставшихся сто «Г»?
1-43. С такой же начальной конфигурацией, как и в предыдущей задаче, требуется взять 19 спичек так, чтобы осталось 8.
1-44. Из той же начальной конфигурации взять 13 спичек так, чтобы осталось 8.
1-45. От разложенных на столе 30 спичек постарайтесь отнять 13 спичек и получить три.
1-46. В каждом из трёх горизонтальных рядов переложите по одной спичке так, чтобы все шесть равенств (вертикальных и горизонтальных) оказались верными. (Задания на деление и на умножение).
1-47. У каждой из цифр 1 спичка стоит не на своем месте. Переложите по одной спичке в каждой цифре так, чтобы равенство стало верным.
1-48. В двух дробях можно убрать по 10 спичек (не трогая дробную черту) так, что величина дроби не изменится.
1-49. В этой дроби можно убрать 10 спичек и дробь не изменит значения, но затем можно убрать ещё 4 спички и величина дроби будет прежней.
1-50. Угадайте закономерность форм фигурок, сложенных из спичек. Какую фигуру следует поставить следующей?
1-51. В задаче 1-47 требовалось переложить по одной спичке в каждой цифре, теперь же предлагается в каждом равенстве переложить всего одну спичку, чтобы оно стало верным.
Подобных задач можно придумать сколько угодно. Методика их составления очень проста: выкладываете спичками верное равенство, а потом перекладываете одну из них, как-нибудь похитрее. Задача готова.
1-52. Девятнадцатью спичками выложено неверное числовое выражение. Требуется переложить всего 3 спички так, чтобы получилось правильное равенство.
1-53. В выложенной спичками записи числа 8111 переложите 3 спички таким образом, чтобы получилась запись числа 950.
1-54. В выложенной спичками записи числа 2163 переложите 3 спички таким образом, чтобы получилась запись числа 1995.
Читайте также: