Игра школа произвольного поведения автор высказывания
Обновлено: 04.11.2024
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека, это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей.
Культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается престижным, к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов, так и у родителей.
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в использовании игровых методов и приёмов в развитии ребёнка.
Задачи:
Расширить знания родителей о многообразии игр, о значении игры в развитии ребенка.
Стимулировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
Обсудить вопросы организации игровой деятельности детей в условиях детского сада и семьи.
Способствовать вовлечению родителей в проектную деятельность группы, сплочению коллектива педагогов, детей и родителей, формированию благоприятного психологического климата в группе.
Структура мероприятия:
Презентация «Игра в жизни ребенка»
Ход мероприятия:
1. Разминка «Улыбка» - 3 минуты
2. Игра «Здравствуйте» - 5 минут
3. Игра «Снежный ком» - 7 минут
4. Игра «Поменяйтесь местами» - 5 минут
5. Игра «Побег» - 5 минут
6. Игра «Путанка» - 10 минут
Ход мероприятия
А для начала предлагаю вам игровое упражнение «Ассоциации» . Опорное слово – ИГРА . Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом (дети, азарт, действие, куклы, игрушки, атрибуты, деятельность)
Итак, сегодня мы поговорим об игре и ее роли в жизни ребенка.
Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для ребенка это – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Послушайте высказывания известных педагогов:
Как говорил педагог, детский писатель Сухомлинский Василий Александрович: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Другой педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко говорил
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет.
Вы заметили, что покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно. А как играют наши дети? Раньше дети играли ВМЕСТЕ круглый год, с утра до вечера. Они развивались физически, умственно, духовно. К сожалению, современные дети перестают играть, играют по необходимости. Играть они стали не меньше, но хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры. Она стала, какой- то не веселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше можно заметить примитивные игровые формы: шалости, проказы, забавы, часто переходящие в озорство, а со временем даже в хулиганство
А зачем ребенку нужна игра ?
Игра это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2-х минут. А если провести игру «Море волнуется - раз…. Замри!» все до одного замрут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь через игру, драматизацию, обыгрывание сказок, стихов, жизненных ситуаций взрослый сможет научить ребенка действовать правильно.
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Значительную часть времени дошкольники проводят в играх. За годы дошкольного детства, от двух до семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития. … Младшие дошкольники 2-4 лет не умеют играть самостоятельно. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками.
Таким образом, в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. Ведь дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие ловкость и силу, третьи – конструкторские способности. Все они нужны и по-своему полезны детям.
Любая игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя вместе, дети приучаются дружить, уступать, заботиться.
По результатам анкетирования, в котором приняли участие родители нашей группы, выяснилось, что большинство детей часто играют дома, у них достаточно игрушек, но не все родители играют с детьми, не у всех детей есть любимые игрушки, а если есть, то это в основном машинки, дети с родителями играют в основном тоже в машинки и прятки.
Сегодня мы с вами откроем наш игровой клуб «Такие разные игры». И начнем с коммуникативных игр.
Коммуникативные игры – это игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском саду, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха.
Психологическая разминка «Улыбка»
Для начала, я хотела бы узнать, хорошее ли у вас сейчас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Теперь у всех хорошее настроение. Мы можем продолжать наше общение.
Любое общение начинается с приветствия. Каждый день, когда мы приходим в детский сад мы здороваемся с родителями, с педагогами, с детьми. Дети копируют модель поведения родителей, поэтому важно научить детей доброжелательному приветствию.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Нужно успеть за ограниченное время (пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей - пожать друг другу руки и сказать «Здравствуйте». В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
Вот мы и поприветствовали друг друга. Теперь давайте познакомимся.
Коммуникативная игра «Снежный ком»
Цель : Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.
Ход упражнения : Участники встают в круг. Они по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени, или словосочетанием, начинающимся на буквы имени отчества.
Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.
Молодцы, теперь, когда мы познакомились, хотелось бы получше узнать друг друга. В этом нам поможет
Коммуникативная игра «Поменяйтесь местами»
Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры. Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).
Теперь мы лучше знаем друг друга. Давайте попробуем взаимодействовать друг с другом.
Коммуникативная игра «Побег»
Цель : почувствовать друг друга, понять с помощью мимики
Ход игры: Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один участник игры садится на стул, второй встает за стулом. Задача тех, кто сидит на стуле – договориться без слов с кем-то из других сидящих на стульях и успеть поменяться с ним местами, задача – стоящих – не допустить побега. Для этого достаточно просто прикоснуться к плечу. Если побег удался, то участники меняются ролями.
Кем было быть легче?
Удавалось ли им убежать и предотвратить побег?
Как они договаривались с другими участниками игры о совместных действиях?
По каким признакам замечали сговор?
Вывод: Для того чтобы люди понимали друг друга не обязательно использовать речь. Если внимательно посмотреть на окружающих, то по мимике можно догадаться, что они собираются делать, об их отношении к нам и внутреннем состоянии.
Считаете ли вы полезным наше собрание?
Какие чувства Вы испытывали?
Что нового узнали?
Будете ли вы использовать полученные знания?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Есть ли у вас вопросы и пожелания для будущих встреч?
А теперь давайте пригласим наших детей и в завершающую игру поиграем вместе.
Коммуникативная игра «Путанка»
Цель : Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения : Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда «путанка» готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.
Наше собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет найти, чем занять своего ребенка .
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра– прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.
Вывод: Игра имеет огромный развивающий потенциал. В ней нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру ребёнка, заглянуть в который нам помогает окошко с волшебным названием «Игра».
Решение родительского собрания:
1. Принимать активное участие в работе игрового клуба «Такие разные игры»
2. В детском саду и дома создавать условия для игр ребёнка.
3. Помогать детям в организации игры, поддерживая их инициативу.
Читайте также: