И лишь молчание понятно говорит смысл фразы

Обновлено: 27.09.2024

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.
История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».


Сюжет и композиция

Идея стихотворения «Невыразимое» Жуковского родилась вскоре после того, как императрица Мария Фёдоровна заказала поэтическое послание «Подробный отчёт о луне». Поэт выполнил заказ, но в самих стихах признался, что способен изобразить не Луну, а только «тень её одну». Возможно, причиной пессимистического настроя стало то, что произведение было заказным, а значит, писалось не от души. Как признаётся Жуковский, во время работы над посланием он не испытывал вдохновения.

В первых строках автор задаёт вопрос о том, что значит язык по сравнению с «дивною природой». Это главная риторическая фигура в стихотворении «Невыразимое». Далее, сам же и отвечает с присущими поэту лирической образностью и философской мудростью. Чтобы показать читателю разницу между нерукотворным и искусственным, автор сначала воспевает природу, говоря о том, с какой величавой небрежностью рассыпана вокруг невообразимая красота.

Сюжет и композиция стихотворения Невыразимое

Затем он сомневается в том, что «мёртвым» (словами) можно выразить «живое», и вопрошает, кто может «пересоздать» таящиеся в сердце «святые таинства». В центральной части произведения поэт рассказывает о «болезненном чувстве» и «пророчестве», которыми полна душа. Волнение томится в груди, но как его выразить до конца, если это неподвластно искусству?

Завершает поэтическое произведение вывод о том, что лишь «молчание понятно говорит». Душа безмолвно стремится ввысь, и поэт замирает в наслаждении, умиротворённый и вдохновлённый. Значимость молчания оказывается выше безуспешных попыток отобразить совершенное в словах.

При прочтении элегии читатель чувствует атмосферу торжественности благодаря тому, что автор употребил нестандартную композицию. Так рифмуются между собой строки:

  1. первая — со второй;
  2. третья — с шестой;
  3. четвёртая — с пятой.

Одно шестистишие начинает произведение, второе — завершает. Центральная часть произведения — четверостишие, в котором соблюдена перекрёстная рифмовка. Тропы, афористические словосочетания и выражения в стихотворении «Невыразимое»:

  • Оксюморон — «молчание говорит».
  • Эпитеты — «небрежною свободой», «небу тихому», «святые таинства», «величественный час».
  • Метафоры. «Пламень облаков», «рассыпала красоту», «в пожаре заката».
  • Олицетворения. «Искусство безмолвствует», «спирается чувство», «мысль ловит».

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Жанр и размер

Размер «Невыразимого» – шестистопный ямб, периодически сменяющийся во второй половине произведения четырёхстопным, что придаёт динамизм. Кроме того, ямб делает стихотворение более настойчивым, передающим крайнюю заинтересованность автора в задаваемых вопросах. Такой размер помогает поэту призывать читателя вместе с ним подумать и помочь ему найти ответы.

Жанр стихотворения «Невыразимое» — элегия, что в переводе с греческого означает «жалоба». Это один из самых востребованных в эпоху романтизма жанров. Как правило, автор рассказывает так о своих переживаниях, о своей грусти. Что же печалит поэта? Его творение относится к философской лирике, так как здесь В.А. Жуковский поднимает остро волнующую его проблему, связанную с изобразительными способностями искусства.

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила».

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?

», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит».

Смысл

В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.

Эпоха романтизма же представляет совсем иное отношение к искусству. Авторы сталкиваются с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое». Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью. » — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский. Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата», эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Для донесения идеи важную роль играет парономазия: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Литературное направление

Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».

  1. Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
  2. Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного. Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

О чем сожалеет поэт

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое»

В.Жуковский является основоположником такого течения в литературе как романтизм. Ярким примером этого направления можно считать стихотворение «Невыразимое».

Используя философский подход, автор рассуждает о смысле бытия. Поэт создает необычные сочетания слов, аллегории, чтоб выразить свои впечатления от увиденного. Он сравнивает русский язык с природой, подчеркивая ее величие и необъятность.

Красоту окружающего мира сложно описать фразами, эти эмоции передать непросто. Поэт сетует на то, что люди способны распознать лишь часть природной красоты, для большинства окружающий мир так и остается безликим и простым. Возможно, поймать лишь одну черту из множества, это подобно вдохновенью.

В произведении отражается сожаленье невозможности природы открыться перед взором в полной мере. Познать такую красоту может только душа, распахнуть свою любовь и вкусить полноту рек и бескрайность лесов. Порывы внутреннего мира могут быть настолько сильны, что не каждый разум сможет изложить их на бумагу и запечатлеть для потомков. Поэт передает горечь недооцененных, казалось бы, простых вещей.

Спеша по повседневным делам человек уже не замечает красоту неба и облаков, для него это обыденность. Вот что является причиной печали в каждом, которая поселилась в душе. К сожалению только потеряв можно действительно оценить утраченное. Автор с теплотой и любовью вспоминает детство в тихом селе, а не в суетливом Петербурге. Именно в Тульской губернии и открылся простор, природная красота и истинная ценность окружающего мира для него.

Писатель смог оставить в своей душе все впечатления и чувствовать даже дуновение луга в большом городе. В. Жуковский оставляет всю радость от увиденной природы в своей душе, передать эту красоту он не может и говорит, что молчание ярче всех отразит всю красоту.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Как передать словами свои чувства?

Василий Андреевич Жуковский принес в русскую литературу новое направление – романтизм, который в начале XIX века был распространен только в Европе. Поэт оценил простоту и очарование стихов этого жанра и сам создал огромное количество произведений в духе романтизма. Одним из них является стихотворение Жуковского «Невыразимое», написанное в форме элегии летом 1819 года.

Василий Андреевич неоднократно прибегал к такому жанру, поскольку считал, что он точнее всего выражает собственные чувства автора и тайные мысли. Поэт любил в своих произведениях пофилософствовать, подумать над вопросом сути мироздания. Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает, что даже у этого великого писателя, который был чтецом и учителем при императорском дворе, не хватало словарного запаса, чтобы достоверно передать увиденную им картину.

В своем произведении Василий Андреевич восхваляет природу, преклоняется перед ее небрежной красотой. Не придумали еще таких слов, которыми можно было бы описать природные явления, окружающие пейзажи – именно об этом говорит анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Автор задает вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?», он сокрушается по поводу несовершенства русского языка, его эмоциональной бедности, недостатка ярких красок.

Василий Андреевич уверен, что человек не в состоянии увидеть всю красоту окружающего мира, он довольствуется лишь малой частью. Невозможно составить полную картину мироздания из отдельных, не связанных между собой образов и черт. Лишь творческие личности способны увидеть чуть больше обычного человека, и это знание позволяет им слагать стихи, воспевая величие и роскошь матушки-природы. Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» позволяет уловить сожаление поэта о том, что природа не наделила людей способностью ценить каждый миг и замечать, насколько она красивая и совершенная.

Поэт убежден, что душа каждого из нас готова впустить в себя прелестный образ рек, полей, лесов, а вот разум не в состоянии отозваться на душевные порывы и перевести чувства в слова. Восприятие окружающего мира во многом зависит и от настроения человека. Если он не обременен заботами, то будет восхищаться золотым закатом, летящими по небу облаками, журчанием ручья, но если его разум занимается решением каких-либо проблем, то он пройдет мимо, не замечая окружающей красоты.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает сожаление автора о безвозвратно утерянном времени. Человек начинает что-то ценить, только когда это теряет, сам Василий Андреевич к серьезным потерям причисляет молодость. Поэт родился и вырос в одной из деревень Тульской губернии, именно там он открыл для себя красоту природы, научился черпать вдохновение в созерцании бескрайних полей и лугов, зеленых рощ и лесов, голубых рек и озер. Жуковский «Невыразимое» написал, чтобы передать свое сожаление о невозможности выразить на листе бумаги восхищение окружающим миром, передать красоту пейзажей, донести до читателя чувства, которые сам переживает при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, или, вышагивая по лужам под летним дождем.

Характеристика персонажей

В стихотворении четко видно противопоставление лирического персонажа и природы. Они и выступают главными героями произведения.


Поэт растерян, он в отчаянии пытается найти метод выражения своих чувств, такой, чтобы мог донести всю их глубину и многогранность. Автор испытывает очень сильное вдохновение и желает выразить свои мысли, но в мире все еще нет подходящей для этого формы. Невыразимость не дает покоя персонажу.

Василий Андреевич описывает состояние вдохновения главного героя как болезненное чувство и великое виденье. Персонаж обеспокоен невозможностью передать свое состояние, из-за этого ему приходится переживать внутренний конфликт. Лирический герой испытывает противоречивые чувства, ведь он находится в поиске возможного способа быть услышанным и понятым. Но состоянию, которое бушует у него в душе, невозможно подобрать какое-либо название. То волнение, что томится в груди, неподвластно искусству.

Природа в произведении величественная и неповторимая, она вызывает у лирического героя только восхищенные чувства. Поэт воспевает природу и относится к ней с большим уважением, говорит о ее безграничной красоте.

Он утверждает, что человек еще не придумал такие слова, которыми он смог бы достойно описать ее волшебные пейзажи. Поэт опечален тем, что человеческий язык несовершенен и очень скуден на эмоции.

По убеждениям Жуковского, человек не в силах рассмотреть всю прелесть природы. Он способен довольствоваться лишь малой ее частью, ведь не умеет нарисовать полноценную картину мира из ее отдельных частичек, совершенно не связанных между собой. Только человек, посвящающий себя творчеству, способен увидеть вокруг намного больше, чем остальные, и благодаря этому он может писать стихи.

Особенности стихотворения, жанр

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году. «Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии. Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

Читайте также: