Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли

Обновлено: 04.11.2024

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выра­жения мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

«Грамматика русского языка, — считал лингвист И.Г. Милославский, — прежде всего средство выражения мысли».

Действительно, словарный запас человека помогает уви­деть его духовный мир, характер, отношение к окружаю­щим, однако не менее важным является и то, какие грам­матические формы человек использует, чтобы выразить свои мысли.

Так, обращение «пацан» не только помогает понять, что Касюков грубый, черствый человек, но и в самом вопроси­тельном предложении 33 звучит явная издевка сильного над слабым.

Этот же вывод подкрепляет использование практикантом в речи глаголов в повелительном наклонении («хватай», «тащи», «двигай») в побудительных предложениях 27, 30.

Как видим, именно грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, отно­шение писателя к героям.

Вариант 2

«Грамматика русского языка, — писал лингвист И.Г. Ми- лославский, — прежде всего средство выражения мысли».

Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит свое отражение в слове. Однако без грамматических законов построения пред­ложения люди вряд ли смогли бы понять друг друга.

Например, контекстные синонимы «волшебная, великан­ская» (предл. 2) помогают представить лошадь, которая не­сет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчи­ненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зеленую Гриву огромной и сказоч­ной.

Мысль о том, что березу могут срубить, не дает мальчи­ку покоя, поэтому он готов выполнить любое условие Ка­сюкова. Но Алька не знает, у кого поднимется рука унич­тожить такую красоту, поэтому в сложном предложении 52 одна из частей — неопределенно-личное предложение «бе­резу срубят».

В самом деле, грамматика позволяет человеку точно и емко передать свои мысли.

Вариант 3

Безусловно, всему, о чем бы мы ни подумали, соответст­вует понятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы выразить связную мысль, отношение человека к тому, о чем он говорит, нужна грамматика с ее законами построения синтаксических конструкций.

Например, для Альки многозначное слово «срубят» (предл. 52) означает лишь одно: березу хотят свалить, унич­тожить. Но она для мальчика стала живой частью его вол­шебной жизни. Поэтому он бросается на. ее защиту, и при­даточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчиненного предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой.

Более того, в бессоюзном сложном предложении 29 от­ношение пояснения между его частями дает возможность убедиться, что Алька готов выполнить все, что скажет чело­век, «от которого зависит жизнь Зеленой Гривы».

Следовательно, именно грамматика помогает выразить законченную мысль.

Текст для работы

(I) Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он бога­тырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великан­ская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказоч­ным странам.

(3) Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гри­вой беда.

(4) Подошел как-то высоченный парень в клетчатой руба­хе. (5)На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.

(6) Парень спросил:

(7) — Березу объезжаешь, значит?

(8) — Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.

(Ю)Парень закурил и лениво сообщил:

(II) — Ну, скоро твоей игре конец!

(12) — Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.

(13) Тот охотно объяснил:

(14) — Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою — под корешок.

(16) — Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17) — Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.

(22) Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23) Парень затоптал недокуренную папиросу и объяс­нил:

(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, ко­нечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждет на той стороне.

(26) Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27) — Слушай, малек, давай заключать догрвор: ты хва­тай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?

(29) Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!

(30) — Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел па­рень.

(31) Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень под­нимался впереди и иногда оглядывался:

Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (Зб)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37) Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38) — Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43) Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ух­мыляясь, подходил к ним.

(44) — А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребенком делаешь?

(45) — А что, Матвей Сергеевич, — все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.

(46) На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47) — Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напи­шу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52) — Он сказал. березу срубят. если не понесу, — прошептал Алька.

(54) — Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост. (57)Дяденька, правда срубят?

(58) Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59) — Твоя, что ли, береза-то? — поинтересовался он.

(60) — Моя. (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (бЗ)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.

Читайте также: