Говорящий и слушающий время и место высказывания являются составляющими
Обновлено: 22.12.2024
Среди основных единиц общениявыделяются следующие:
1) речевое событие; 2) речевая ситуация;
3) речевое взаимодействие.
1 Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи, к которым относятся мимика, жесты, позы, выражение глаз и т. д. Речевое событие включает два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, о чём сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).
Таким образом, речевоесобытие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
3 Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами. Биологический фактор речевой деятельности вообще и речевого взаимодействия в частности состоит в том, что человек от природы наделен способностью мыслить и говорить, а также особыми органами (речемыслительным аппаратом) для осуществления и того, и другого. В частности, мыслительной и речевой деятельностью индивида управляет особые центры,существующие в коре головного мозга:
- акустический (сенсорный)центр Вернике: помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других возможных звуков. Кроме того, в этом центре хранятся все известные нам слова.
- двигательный (моторный)центр Брока: руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука.
Социальный фактор проявляет себя в том, что для речевого взаимодействия требуется сообщество, состоящее по меньше мере из двух человек. Вообще, речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека.
В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслительная, модальная (волевая, эмоциональная, и нтещиальная (намеренческая, когнитивная (понятийная) сферы.
Структура речевоговзаимодействия включает в себя следующие элементы:
1) говорящий (адресант речи, референт);
2) слушающий (адресат речи, реципиент);
3) предмет речи (то, о чём говорят, – это определенный фрагмент действительности, информация о котором определяет содержание речи;
4) язык – это коммуникативный код, известный обоим участникам речевого взаимодействия;
5) высказывание – это коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим.
Этапы речевого взаимодействия различны в отношении говорящего и слушающего. В отношении говорящего поэтапная последовательность речевоговзаимодействия может быть представлена в следующем виде:
1)составление внутреннего плана высказывания: рассуждение по поводу предмета речи и обдумывание высказывания;
2) порождение,структурирование высказывания: извлечение нужных языковых единиц (лексических, морфологических, синтаксических, необходимых для построения высказывания;
3)говорение: воплощение высказывания в материальных акустических сигналах.
С точки зрения слушающего речевоевзаимодействие предстает как последовательность следующих этапов:
1)составление внутреннего плана: прогнозирование высказывания, представление о том, что может сказать собеседник по поводу предмета речи;
2) восприятие (перцепция): декодирование словесных знаков, понимание смысла высказывание и его оценка, принятие или непринятие его;
3)реагирование: речевой или поведенческий отклик на высказывания.
Публикации по теме:
Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет» «Основные правила техники безопасности на детских качелях». Крылатые качели - дарят чувство полета, от которого замирает дух: и страшно,.
Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.
Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.
Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.
Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.
Конспект занятия с использованием дидактической игры «Поможем Маше и Мишке выучить основные цвета и геометрические фигуры» Мультимедийная игра «Поможем Маше и Мишке выучить основные цвета и геометрические фигуры» Автор: Белашова Татьяна Анатольевна МДАНОУ детский.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Читайте также: