Государственная власть понятие и формы выражения тгп
Обновлено: 04.11.2024
Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.
Признаки государственной власти:
• Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);
• Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);
• Суверенна (независимость, как во внутренней, так и внешней политике);
• Охватывает все население государства;
• Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).
• Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
• Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.
• Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.
• Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — Правотворческую, Правоисполнительскую и правоохранительную.
• Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
• От Правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
• Правоохранительная деятельность, т. Е. властная оперативная и Правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
• В наше время возрастает роль договорной формы в осуЩЕствлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
• Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления фуНКций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. П.
Основные подходы к типологии государства. Традиционное и современное государство.
Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Основные подходы к типологии государства:
Формационный подход к типологии государства
Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:
• тип производственных отношений (базис)
• соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:
Достоинства формационной типологии:
1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.
Недостатки формационной типологии:
• во многом однолинейна
• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)
Цивилизационный подход к типологии государства
В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская)
2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Достоинства цивилизационной типологии:
1. определены духовные факторы
2. более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки цивилизационной типологии:
• недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
• выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций
Традиционными называют доклассовые, раннеклассовые, а также феодальные общества, иными словами, общества добуржуазные. Образно говоря, традиционное общество в процессе развития направлено не вперед, а назад. Такое, как правило, случается там, где весьма неразвиты как общество, так и сознание. В течение долгого времени в структуре традиционного общества сочетаются классовые и доклассовые институты. Поэтому государство поначалу использует традиционные институты власти – советы, собрания и т.д.
Переходное государство
Это своего рода промежуточный тип государства. Это государство, которое лишено устойчивой социальной основы, вследствие чего является недолговечным. В политической области оно может характеризоваться блоком классовых сил, как это, к примеру, присуще странам, освободившимся от колониальной зависимости, где различные социальные силы объединяются на основе общенациональной идеи. Переходное государство характеризуется чрезмерной социальной стратификацией общества, неструктурированностью и поляризацией его интересов, отсутствием так называемого среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается специфическим переходным типом экономики - скажем, от планово-централизованной к рыночной или от стихийного рынка - к цивилизованному и социально ориентированному.
Опыт государственно-правового развития человечества свидетельствует о том, что абсолютно все государства на том или ином историческом отрезке своего пути пребывают в этом переходном состоянии. Одни находятся в этом качестве длительное время, другие сравнительно короткий исторический промежуток времени. Нередко случается и так, что одно и то же общество на разных этапах своего развития не единожды переводит государство в режим переходного.
Так, государства с тоталитарным режимом и централизованной экономикой должны пройти сравнительно долгий путь социального переустройства, и прежде всего - в экономике. Не изменив экономического "обличья", такие государства рискуют вновь попасть в состояние эквифинальности - вернуться к тому, с чего начинали.
К особому типу государств относятся государства социалистические, наиболее ярким примером которых выступает советский тип государства. Его отличает специфическая экономическая основа - государственная собственность на средства производства и отсутствие института частной собственности. Специфической также является политическая основа общества, характеризующаяся соединением власти в лице Советов народных депутатов, слитностью партийных и государственных структур, всеобъемлемой ролью государства в общественной жизни и др.
Читайте также: