Голос как средство выражения я
Обновлено: 05.11.2024
«Скажи мне хоть слово, и я скажу тебе, как у тебя дела». Подобная оперативная диагностика, которую некоторые считают вполне приемлемой и пытаются использовать на практике, не всегда позволяет сделать верные выводы. Однако в жизни мы пользуемся ею часто и в большинстве случаев весьма успешно.
Изучая особенности звучания человеческого голоса, наши коллеги пришли к выводу, о котором и рассказали в 1989 году на заседании Немецкого союза слепых учителей в Гамбурге: душа пользуется голосом как наиболее выразительным своим материалом, эмоциональное состояние угадывается даже тогда, когда мы пытаемся что-либо скрыть и не выдать себя.
И человек, не обладающий музыкальным слухом, знает эти тонкости голоса, к которым мы становимся особенно внимательными тогда, когда не видим говорящего, к примеру, разговаривая с ним по телефону. Тогда многим близким людям достаточно услышать всего лишь первые из сказанных слов, чтобы перебить своего собеседника вопросом: «Скажи, что с тобой? Ведь что-то же случилось!» И даже несмотря на горячие заверения другого, что, мол, действительно ничего не случилось, выясняется — иногда много позже, — что что-то все-таки было.
Наш голос выдает, что думает человек, когда он что-то говорит. Поверхностная беседа может быть вежливо-дружеской, однако тембр голоса свидетельствует об ином, иногда выражая антипатию, подавляемую агрессию, ненависть.
Таким образом, голос является индикатором нашего состояния. Оратор, испытывающий страх перед публикой, чаще всего слышит только самого себя и погружается в переживания: «Мой голос сел, я делаю слишком много пауз, иногда я говорю слишком тихо. » Публика, слушающая его, чувствует эти тончайшие нюансы и колебания, пусть даже не всегда осознает их.
Внутренние силы личности, о которых мы говорили на страницах данной книги, все неповторимые сочетания шизоидного, депрессивного, навязчивого и истеричного проявляются в голосе. Обертоны придают голосу каждой человеческой
личности сугубо индивидуальное звучание, поэтому знакомого человека мы узнаем по голосу. Не случайно криминалистика пользуется методом идентификации по голосу и речи для того, чтобы найти человека.
Голос умеет апеллировать сильнее всего
В связи с тем, что нам приходилось анализировать музыкальные инструменты (почему тот или иной инструмент действует на меня столь притягательно, а иной пугает меня?), приходилось также сталкиваться с вопросом близости и дистанции. Чем сильнее нас притягивает инструмент и/или его звучание, чем больше завораживает он нас, тем сильнее его способность апеллировать к некоторым уровням нашего подсознания, тем выше его апеллирующая сила вообще и тем слабее она у прочих музыкальных инструментов.
Человеческий голос обладает самой высокой апеллирующей силой. Ни на один звук инструмента человек не реагирует столь непосредственно и столь живо, как на звуки человеческого голоса.
В модуляциях голоса проглядывает наша личность во всем ее многообразии, наша психика, наша «озвученная» душа. Голос, как средство выражения Я, способен нести в себе весь спектр наших чувств: любовь, вожделение, нежность, ярость и ненависть.
Представьте себе: вокзал. Вы ждете кого-то. Подъезжает поезд. Останавливается у перрона. Двери открываются. Из вагонов высыпают утомленные дорогой пассажиры. Где-то за 150 метров от себя вы замечаете «вашего» человека. Вы хотите привлечь к себе его внимание, а не то дорогой гость заплутает в людской массе. Вы можете громко сказать: «Тетя Эрика», вы можете крикнуть: «Тетя Эрика!», вы можете даже взреветь: «Тетя Эрика. » Но вряд ли ваша разлюбезная тетя отреагирует должным образом, потомучто вместе с вами кричит масса других людей. И лишь одно предвещает вам успех: пропойте «тетя Эрика» протяжно, высоким голосом. Будьте уверены, что не только тетя Эрика — на ваше счастье — обернется к вам, но и масса других людей, стоящих междіу вами и тетей, спешащих куда-то, ожидающих, толкающихся. Столь высокой апеллирующей силой обладает — напевный! — голос.
Читайте также: