Главным девизом культуры эпохи возрождения является выражение

Обновлено: 04.11.2024

Оборудование: компьютерная презентация, репродукции картин мастеров Возрождения, образон.

И. актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. В истории человеческой цивилизации есть эпохи, вспыхивающие, как звезды, и уже никогда не угасающие,

посылая потомкам яркий свет. Такой яркой звездой в истории мировой литературы стала эпоха

Возрождение. Это была эпоха смелых мореплавателей и искателей приключений, которые открывали неведомые земли, время

религиозных войн, эпоха нового поколения ученых. Эпоха Возрождения поражает неудержимым взлетом фантазии,

величественным возвышением духа, верой в творческие возможности человека. Четыре века отграничивают ее от

настоящего, но ни на миг не дают права забыть нам, что такая эпоха была, что она дала нам Сикстинскую

Мадонну и Мону Лизу, Рафаэля и Микеланджело, Тициана и Дюрера, Джорджоне и Леонардо да Винчи, Лауру

и Биатриче. Титанов мировой славы подарило нам Возрождение!

ИИ. Объявление темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы с вами, как вы уже догадались, будем изучать новую литературную эпоху, а именно -

эпоху Возрождения. Наш урок сегодня имеет форму интегрированного урока. Интегрированный урок означает

объединенный из нескольких тем, предметов или видов деятельности вокруг одной темы. Сегодня, на уроке мы

имеем экспертов по истории и культурологии. Именно они помогут нам в изучении новой темы и дадут

необходимую и очень интересную информацию.

III. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала.

Работа с образоном.

Учитель. Звездная ночь завораживает и вдохновляет. С замиранием сердца рассматриваем мы разные по яркости и

цветом высокие звезды, которые словно напоминают нам, что наша дуща-небесного происхождения. Попробуйте

отыскать внутренним взором в ночной голубизне чудесный мост, словно выстроенный из ведиких сияющих

звезд. Этот звездный мост будет для нас образом эпохи Возрождения, а каждая звезда на нем будет символизировать

гениев-художников. Ведь эпоха Возрождения была настоящим звездным временем, когда рождались не просто

талоновитые в разных сферах люди, а титаны духа, которым было все по силам.

Возрождение – мощное европейское культурное движение, в ходе которого возникла новая культура, обращенная

к стремлениям и высшим возможностям человека, а также новая система национальных литератур, новая философия и

наука, небывалого расцвета достигло искусство.

Возрождение или Ренессанс – мощное идеологическое и культурное движение, обусловленное переходом

общества к новой социально-экономической формации.

Эксперт по истории

Вспомним важнейшие исторические события из курса истории 13-15 веков. (Начало 13 в.

разгромом Константинополя крестоносцами, середина-восстановлением Византийской империи, а конец –

окончательной потерей крестоносцами владений на Востоке; в 1265 - в Англии впервые собрался парламент ,который

ограничивал власть короля; 1337-1453 годы Столетней войны; 1347-1351 - время эпидемии «Черной смерти»

(чумы); 1376-1417-годы великого раскола католической церкви; 1453 - произошло падение Константинополя,

гибель Византии; 1455-1485 годы войны Пурпурной и белой роз.

Учитель. В середине 14 в. эпидемия чумы уничтожила почти треть населения Европы. «Черная смерть» сеяла

панику в пустых деревнях, среди заброшенных полей чувствовалось лишь ожидание худшего. Одним из последствий

стала попытка вернуться к барщине, зависимости от сеньора. Королевские чиновники требовали налогов,

забирали последние деньги. В 1337 году началась длительная война между Англией и Францией за французские

земли. Эта война вошла в историю под названием «Столетняя» ибо шла она с короткими перерывами более ста

лет. Во Франции и Англии начались крестьянские восстания (Жакерия, восстание Вота Тайлера). На конец

15 в. Англия и Франция завершала "собирание" земель, то есть осуществляла объединение и централизацию

государств. Однако в Италии и Германии ничего подобного не происходило. В Германии император не имел

реальной власти над многочисленными княжествами и свободными городами. А итальянские Генуя, Флоренция, Венеция

были отдельными городами-государствами.

Творческое задание. Работа в группах.

- По меткому выражению английского философа Фрэнсиса Бэкона, " облик и состояние целого мира» сменили три

великих изобретения : компас, порох и книгопечатание. Опираясь на знания из общей истории обоснуйте эту

Учитель. Огромную роль в становлении и развитии Возрождения сыграла античность. Отсюда и название суток:

"возрождение" в узком смысле означает возрождение культуры античности, изучение ее памятников.

Античность воспринималась как высший авторитет, идеал человеческой культуры. Из нее черпали сюжеты, образы

художники и мыслители Нового времени. В более широком смысле термин «возрождение» можно трактовать как проявление

интереса к оюдину, открытия человеческой природы, взаимоотношений человека и мира. Синонимом Возрождения является

Историческая и культурная эпоха Возрождения начинается в XIV веке в Италии, на родине

античности, и завершается в XVII веке, распространившись на территории всей Европы, но приобретает в каждой

стране свой национальный характер. Она разделяется на:

- Раннее Возрождение-XIV-XV вв.

- Высокое Возрождение-конец XV вв-первая половина XVI вв

- Позднее Возрождение-вторая половина XVI в.-первые десятилетия XVII в.

Посмотрим, что является опорами звездного моста эпохи Возрождения – каковы причины появления новой культуры. Этими

опорами является развитие городов и городского населения, изобретение книгопечатания Гутенберном в 1440-х годах, появление

светских школ, возникновение интеллигенции, развитие естественных наук и технических знаний, обширные географические

открытие и как следствие - расширение представления о масштабах земли и Вселенной.

Замечательная и дерзкая сама цель – обнять мыслью целую вселенную. Философы преклонялись перед разумом

человека и его творческой мощью. Они были уверены в том, что человеческий разум способен осмыслить,

понять, разгадать мироздание, создать в своем воображении полную картину мира, найти модель идеального

Духовной основой эпохи Возрождения является гуманизм-мировоззрение, в центре которого находится идея человека

как высшей ценности. Культурных деятелей этого периода соответственно называют гуманистами. Гуманисты

поставили перед собой грандиозную задачу: объяснить человеку, кто он, какой он должен стать, какой есть

окружающий мир и каким он может стать благодаря человеку. В эпоху Возрождения происходит открытие мира

и человека. Предтечей Возрождения и европейского гуманизма считается великий поэт Средневековья

Ренессанс предложил представление о гармонично организованном мире с человеком в центре. Меткой

иллюстрацией этой идеи выступил философский рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». На

рисунке изображен обнаженный мужчина, тело которого вписано в круг (символ духовной сферы) и квадрат

(материальный символ). Сделав акцент на гармоничных пропорциях человека, да Винчи, как настоящий

гуманист, поместил ее в центр Вселенной.

Гуманизм стал выражением нового мировосприятия, нового понимания сущности человека, которое развивало

идеи права человека на земные радости и интеллектуальное развитие, на чувственных и духовных

запросов на земную, прижизненную славу. Провозгласив человека свободным, гуманисты боролись со всем тем, что

эту волю ограничивало, За духовное раскрепощение личности.

Основные философские идеи эпохи Возрождения:

- безграничная вера в человека, его силу, энергию, волю;

- утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли,

- лелеяние идеала гармоничного и всестороннего развития человека.

Эти принципы являются гуманистическими, то есть они утверждают человека. Возникает новый культурный идеал –

"универсальный человек", который реализует себя в различных сферах деятельности.

Учитель. Почувствуйте таинство звездной ночи. Тишина, покой, гармония. Между небом и землей светится воздух.

Эпоха Ренессанса воспевает гармонию. Человек эпохи Возрождения ощущает единство с природой. Природа

теперь рассматривается как гармоничный мир божественной благодати. Отвергается идея греховности человека и

ее тела, царившей в Средневековье. Теперь, как и в античности, красота человеческого тела воспевается, художники

и писатели возвращаются к идее гармонии духовного и телесного в человеке. Раскрепощению и развитию

личности во времена Средневековья мешали церковные догмы. Новый, ренессансный человек подобен Богу,

она является творцом своей судьбы и единой судьбы человечества. Культура Возрождения имеет светский, а не религиозный

характер, но не порывает с верой в Бога.Любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености

существует наряду со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков.

Эксперт по культурологии

Культура Возрождения сложилась в многочисленных развитых местах Италии – именно там античные традиции были

наиболее прочными. Римская империя сосредоточилась на лучшем: свобода научных диспутов, разнообразие

философских школ, чистая, неискаженная речь. Так утвердилось подходящее название для времени их жизни –

Возрождение. Ренессанс охватывал различные отрасли культуры, но ярче всего оказался в архитектуре,

живописи, литературе и философии.

В основе культуры Возрождения лежал гуманизм. В те времена это значило все то, что помогает изучить

человека. Нужны новые науки, которые смогли бы обнаружить истину о человеке, такими науками, по их мнению,

были те, что связаны со словом и языком. От гуманистов требовали знания латыни и греческого языка,

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Читайте также: