Главная цель религии не в том чтобы поселить человека на небесах смысл высказывания
Обновлено: 24.11.2024
Высказывание Томаса Харди представляется мне не только правдивым, но и очень трогательным. Ведь действительно, всякая религия, так или иначе, упирается в верование чего-то заоблачного, какого-то невидимого мира, где живет Творец и куда каждый из нас отправляется после конца жизненного пути. И очень часто можно заметить, что некоторые набожные люди больше озабочены тем, что их ждет там, на небесах. Они живут и думают о часе, когда предстанут перед Судом Божьим и там определят, чего они достойны – рая или ада.
Конечно, такой подход самой собой подразумевает, что человек будет стараться не согрешить, живя на Земле. Но лучше будет волноваться всё же о жизни насущной, жить здесь и сейчас, наслаждаться моментом и стараться творить добро. Просто так, а не потому, что на небесах тебе не будет места. Не жить мыслями о небесах после жизни, а поселить те светлые небеса, тот рай у себя в душе. В этом и есть суть религии, какая бы она не была. Ведь каждая религия проповедует добро и гуманность – самые ценные качества, данные нам творцом.
Религий среди человеческих обществ очень много. И само понятие «религия» носит несколько родственных по смыслу значений. В общем смысле религия – это система взглядов, основанная на вере в высшие, сверхъестественные силы и дополненная особым сводом моральных норм и правил поведения. Религия формирует в человеке особый тип отношения и восприятия мира и самого себя. Религиозные люди верят в высший порядок вещей, находящийся за пределами человеческой организации жизни. К тому же, религия основана не только на вере в «заоблачное», но также на особом отношении, поклонении к этим силам.
Каким образом религия селит небеса в душе человека? Через религиозные учения, писания и проповеди религия вселяет в человека представления о сущности своего бытия, о том, как мы пришли в этот мир. Да, сегодня помимо религиозных учений у человека есть несколько других, более реальных, научных обоснований нашего существования. Но в первобытном мире, где уже прослеживались первые признаки религиозных верований, не было других обоснований человеческой жизни. Были только наблюдения, знаки, символы, которые люди находили в окружающем мире. И все это давало им понимание, что мы на Земле не просто так, что кто-то отвечает за наш приход и уход.
В наше время мировые религии уже сформированы, имеют свои сформировавшиеся устои и свои символы веры. Многие члены общества и вовсе относят себя к атеистам – людям, отвергающим любую веру и существование каких-либо божеств. Нельзя сказать о том, что атеисты жестоки или негуманны. Это самые обычные люди, которые могут быть как добрые, так и злые. Просто если они селят доброту в свою душу, то опираются на гуманность в общечеловеческом ее понятии, а не в религиозном.
Но так как мы говорим о сущности самой религии, а не сравниваем ее с атеизмом, то можно сказать, что религия, если она есть в человеке и он считает себя ее частью, действительно имеет большое влияние на его внутренний мир. Но часто бывает так, что люди либо прикрываются верой, а ее то и нет в душе, либо в силу своей недалекости не понимают сущности религии. Так, вспоминаются некоторые «темные» литературные персонажи, считавшие себя людьми религиозными, но будучи при этом настоящими чудовищами.
Например, произведение «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина. Его герой Иудушка Головлёв считал себя очень набожным человеком. Но все, чем его охарактеризовал автор, сводилось к лицемерию, лживости, жадности и трусости. Он сумел довести своего сына до самоубийства, да и сам отошел в мир иной не лучшим образом (пьянство). Думаю, что имя, данное герою Салтыковым-Щедриным и упоминание об убежденности Головлёва в своей религиозности – некая авторская ирония.
Вспомним повесть Островского «Гроза» и Кабаниху – женщину, в которой отсутствует всякая духовность. Она живет лишь удовлетворением примитивных физических потребностей, дополняя это все деспотичной властью над членами своей семьи. Она слывет религиозной женщиной, но, в отличие от Головлёва, она даже не считает себя таковой, а просто пользуется набожностью, как прикрытием, маской. На самом же деле ей неведомо милосердие, сострадание или доброта.
Томас Харди был абсолютно прав – религия нужна для того, чтобы наполнить человека добротой, состраданием, гуманностью, честью и верой в то, что есть кто-то, кто поможет ему проходить испытания на пути к добродетели. Но в религии нет никакого смысла, если ее не ощущаешь душой, если живешь не по законам Божьим, а по законам волчьим.
Читайте также: