Фразы которые нужно избегать
Обновлено: 05.11.2024
Нам ежедневно приходится общаться с людьми, с некоторыми говорить легко и приятно, а с другими тяжело и некомфортно. Культура общения подразумевает тактичность и деликатность – это фундамент успешных отношений. Воспитанный человек не будет произносить фразы, которые вызовут негативную реакцию или даже приведут к конфликту.
Психологи Детского телефона доверия 8 800 2000 122 подготовили список так называемых фраз-конфликтогенов или коммуникативных «паразитов», которые усложняют понимание и нередко приводят к обидам и ссорам. Обратите на них внимание и не используйте в речи — конструктивному диалогу они не помогут.
Глобальные обобщения :
« Ты всегда опаздываешь. Ты никогда меня не слушаешь. Вечно ты споришь »
« Вы меня совсем не понимаете. Я никому не нужен. Вы всегда ко мне придираетесь »
Подобные фразы мы нередко употребляем в общении с друзьями, детьми, родителями.
Зачем мы так говорим? Испытывая какую-то негативную эмоцию по отношению к человеку – обиду, злость, мы не говорим о ней прямо, а прячем в слова « никогда, всегда, только так ». Человеку обидно, например, слышать « Ты всегда опаздываешь! », ведь даже часто опаздывая, он очень старается приходить вовремя, и иногда это получается! Обида остается, и негативные эмоции растут, как снежный ком. Вот мы уже кричим друг на друга, а через минуту расходимся в разные стороны. Диалога не состоялось.
Следует взять паузу для того, чтобы не говорить сразу то, что пришло в голову. Старайтесь не обобщать, а приводить факты.
Вопросы, на которые невозможно и не нужно отвечать:
« Ты это специально? Ты знаешь, который сейчас час? Вы издеваетесь что ли? Ты в своем уме? ».
Казалось бы, звучит вопрос, но на самом деле вопроса здесь нет: в этих фразах спрятаны упрек, раздражение, злость. Свою сильную эмоцию — « Я в полном бешенстве от происходящего » — мы прячем в таких псевдовопросах. Старайтесь задавать вопросы, ответы на которые прояснят ситуацию, а не поставят родных и близких в тупик, вызывая злость и обиду в ответ.
Ирония, язвительность :
« Ну, ты же у нас самый умный. Ой, посмотрите, какой красавчик. Гениальная мысль , чтобы мы без тебя делали….»
Казалось бы, хорошие слова, но они пропитаны ядом сарказма и негатива. Не отваживаясь сказать прямо о своей обиде и неприязни, мы этими язвительными замечаниями неосознанно или сознательно хотим задеть собеседника, чтобы он испытал те же эмоции, что и мы.
Обида порождает обиду, и ваш сарказм проблему не решит. Контролируйте эмоции. И выскажите, наконец, прямо то, что вас взбесило: «Я с тобой не согласен. У нас уже был подобный опыт — ни к чему хорошему твоя тактика не привела», «Пожалуйста, думай, когда говоришь. Я на взводе».
Соревнование-сравнение:
« Ой, мне бы твои проблемы! Да это ерунда, а вот у меня что! Да, разве это проблема? Вот у меня беда, так беда .» Этими фразам мы сообщаем человеку, что нам не интересны его проблемы. Вместо того, чтобы оказать поддержку, перетягиваем одеяло на себя и транслируем: « Нечего тебя жалеть, давай лучше пожалеем меня .» Вам это может показаться попыткой поддержать, отвлечь от сложных переживаний, но, увы, она не только не работает, но и обижает.
Гораздо лучше в такой ситуации сказать: « Да, понимаю тебя. Сочувствую. Да, неприятная ситуация получилась. Хочешь, расскажу тебе о своей проблеме? Может это тебя немного успокоит. И вместе подумаем, что делать .»
Отрицание проблемы:
« Не парься. Расслабься. Да, ладно, все нормально. Да, тут не из-за чего переживать! »
Очень похожие фразы с соревнованием-сравнением. Мы неумело пытаемся поддержать человека, а по сути, обесцениваем значимость его чувств и переживаний. Усиливаем тревожность.
Если вам кажется, что человек себя «накручивает» и преувеличивает проблему, не надо сразу говорить ему об этом хотя бы потому, что каждый воспринимает и переживает по-своему.
Скажите: « Да, понимаю, ты переживаешь. Но давай подумаем, может все не так страшно? »
Непрошенные советы:
Давать советы — дело неблагодарное. Они уместны, когда человек интересуется вашим мнением. А если это не совет, а негативная эмоция, которую мы в него «упаковали», то тем более не торопитесь высказывать свою точку зрения.
« Я бы тебе рекомендовал помолчать сейчас. Не советую так делать. Может, тебе лучше пойти делом заняться ?»
Нам действия человека кажутся неправильными, и мы хотим их изменить. Казалось бы, оказываем помощь, но выплескивая негатив, обижаем человека. К тому же ставим себя в этой ситуации выше собеседника: « Я лучше знаю, как тебе сейчас надо себя вести ».
Попробуйте предложить: «Хочешь узнать, что я думаю об этом?»
Приказы:
«Быстро замолчи! Перестань сейчас же! Прекрати это делать!» Эмоции так сильны, что мы даже не пытаемся быть деликатными. И это вызывает в ответ такую же негативную реакцию. Эти фразы уместны в случаях, когда человеку грозит опасность. Во всех других ситуациях, как бы сильно мы не злились, обижались, боялись, стоит воздержаться от таких речевых форм.
Читайте также: