Фразы экскурсовода прием зрительной реконструкции
Обновлено: 21.11.2024
Показ в экскурсии − целенаправленный процесс изучения объектов, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода; демонстрация чувственно воспринимаемых объектов, раскрывающих содержание экскурсии.
Итак, показ должен быть целенаправленным и следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов. Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Обычно показ строится на переходе от общего к частному.
Показ – это двусторонний процесс, объединяющий:
Составляющими показа как процесса являются:
- выбор месторасположения экскурсионной группы;
- протяженность во времени;
Расстановка экскурсионной группы предполагает расположение группы таким образом, чтобы:
- всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод;
- экскурсовод видел экскурсионный объект и держал в поле зрения группу.
Экскурсионный объект в основном многоплановый, поэтому может иметь несколько выгодных точек осмотра. Помня, что объекты воспринимаются по-разному в зависимости от различного угла зрения, экскурсоводу важно найти оптимальные точки и ракурсы осмотра, умело используя их в экскурсии. Например:
- при угле зрения в 45 градусов (на расстоянии две − две с половиной высоты объекта) лучше всего воспринимается в целом весь объект;
- на значительном удалении (под углом зрения 18 градусов) объект воспринимается вместе с его фоном, окружением (ландшафтом), при этом нужно учитывать психологический аспект предельного числа воспринимаемых объектов (это число колеблется от 7 ± 2объектов).
Кроме того, при расстановке группы, экскурсовод должен учесть:
- характер освещенности объекта;
- особенности его расположения;
Показ объектов должен быть целенаправленным, последовательным и логичным.
Последовательность показа объектов означает логическую цепочку показа и характеристики объектов в неразрывной связи с преемственностью материала экскурсии. При показе объектов необходимо помнить о его продолжительности, которая предусмотрена для каждого объекта методической разработкой.
Показ экскурсионных объектов осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. Рассмотрим их согласно следующей классификации:
Показ следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом. Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может задерживаться долго на одном неподвижном объекте (5-7 минут).
Цель приема предварительного осмотра − дать возможность экскурсантам сориентироваться в пространстве, воспринимая экскурсионный объект в его историческом и ландшафтном окружении. Осмотр объекта предваряет рассказ и продолжается 1-2 минуты.
Предварительный осмотр может осуществляться с сопровождением рассказа экскурсовода и без сопровождения (пауза), помогая экскурсантам остаться как бы наедине с природой, памятником искусства, самостоятельно оценить их, выявить наиболее характерные детали.
Экскурсионный (зрительный) анализ − это прием показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение экскурсионного объекта или его отдельных частей с целью более глубокого изучения их свойств.
Различают следующие виды экскурсионного (зрительного) анализа: искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.
Искусствоведческий анализ используется как прием показа произведений искусства, архитектуры и имеет целью выявление идеи произведения искусства, объяснить средства и приемы создания художественного образа. Приемы искусствоведческого анализа находятся в прямой зависимости от вида искусств.
Исторический анализ позволяет выявить в экскурсионном объекте черты, характерные для определенной эпохи, освещая при этом связь объекта с историческими событиями. Исторический анализ строится на хронологическом принципе.
Цель естественнонаучного анализа − выявление существенных свойств экскурсионного объекта путем использования многообразных методов различных наук.
При проведении производственных экскурсий используется такой вид анализа, как производственно-экономический.
Экскурсионный (зрительный) анализ объекта может осуществляться ступенчато:
- выделение объекта из окружающей среды;
- установление связи объекта с содержанием экскурсии.
Такой подход анализа объекта прививает экскурсантам умение видеть и воспринимать окружающую нас действительность.
Прием зрительной реконструкции (воссоздания) − это восстановление первоначального облика частично сохранившегося или несохранившегося объекта. Применяется при показе памятника, события, связанного с ним, памятных мест (по уцелевшим частям, деталям, фрагментам или используя наглядные пособия).
Прием зрительной реконструкции может использоваться и при раскрытии подтемы, связанной с будущим обликом (памятника, улицы, города и др.).
Прием зрительного монтажа является вариантом методического приема зрительной реконструкции, позволяющим зрительно представить экскурсантам объект, суммируя (монтируя) из отдельных частей, элементов его внешний облик.
Прием локализации событий − это способ показа исторического места, события, явления в соответствии с локальной (местной) обстановкой, в которой они протекали, происходили. Обстановка описывается словами: здесь, на этом месте и т.д. Приему локализации свойственна точность воспроизведения порой в сочетании с приемом реконструкции.
Умелое использование данного приема оказывает на экскурсантов эмоциональное воздействие, вызывая чувство сопричастности показываемому объекту.
Прием зрительного сравнения − это прием, с помощью которого осуществляется сопоставление (сравнение) объекта или группы объектов по сходству или различию между ними. Разновидность последнего − сравнение по контрасту.
Использование приема сравнения позволяет экскурсантам мысленно увидеть предметы, явления, события, не доступные непосредственному восприятию.
Показ мемориальной доски производится после анализа объекта, событий, связанных с ним. Если же объект не сохранился, а мемориальная доска установлена на сооружениях, возникших на этом месте позже, следует начать с непосредственного показа мемориальной доски. Читать надпись на мемориальной доске не рекомендуется. Экскурсовод должен ее знать наизусть.
Показ наглядных пособий − вид показа, применяемый с целью восполнения зрительного ряда или конкретного восприятия объекта и связанных с ним событий. Наглядные пособия не подменяют зрительный материал, а являются дополнительным источником знаний, помогающим воссоздать в экскурсии эпоху, историческую обстановку, конкретные события.
Так как наглядные пособия лишь дополнительный иллюстративный материал, применение их большого количества в одной экскурсии не рекомендуется, например: для трехчасовой экскурсии оптимальное количество до 15.
Панорамный показ − вид показа, с помощью которого осуществляется общее знакомство с некоторым количеством экскурсионных объектов с определенной точки, определенного места (панорама города, его района), исторического места и др.
Показ по ходу движения − целенаправленный последовательный показ объекта с предварительным выделением его характерных, специфических опознавательных черт. Показ в движении исключает детальность и требует предварительной подготовки экскурсантов к осмотру объекта. Общие сведения об объекте предваряют его появление в поле зрения экскурсантов. Предполагает движение экскурсантов вблизи объектов с целью лучшего их наблюдения: вдоль крепостных стен, вокруг памятника, вдоль улицы и т.д. Используется с той целью, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона, о высоте башни. Наибольшую эффективность использование приема движения дает в тех случаях, когда по замыслу автора экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Например, проделать путь, которым следовал тот или иной герой.
Прием локализации событий – связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к тому месту, где произошло событие. В ряде случаев прием локализации событий сочетается с приемом реконструкции.
Прием абстрагирования. Это выделение из целого отдельных частей с целью последующего глубокого наблюдения, что позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы (одна из частей здания – этаж, балкон, крыльцо). Абстрагирование позволяет экскурсантам « не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, на какие части предмета стоит обратить внимание.
Прием интеграции построен на объединении отдельных частей в единое целое. Действие методического приема интеграции связано с методом синтеза – соединение отдельных частей в единое целое, обобщение разорванных фактов. Этот прием может быть использован при показе архитектурного ансамбля (сначала показывается каждое здание, затем экскурсовод их объединяет, характеризуя ансамбль в целом).
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (перевод взгляда со старой постройки на современную). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями.
Читайте также: