Фразы для заполнения речевой карты
Обновлено: 21.11.2024
Начинающие специалисты найдут здесь варианты формулировок для заполнения речевых карт.
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_zapolneniyu_rechevyh_kart.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по заполнению речевых карт
Данные о ходе речевого развития
- Речевое развитие по возрасту;
- без особенностей;
- доречевое развитие с задержкой;
- раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
- в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
- поздно начал говорить;
- до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
- ранее психомоторное развитие с задержкой;
- фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
- Анатомическое строение без аномалий;
- не удерживает позу закрытого рта;
- может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- движение языка замедленные, с затруднениями;
- основные движения языком, губами выполняет;
- губы толстые, малоподвижные;
- наблюдается замена движений и синкенезии;
- язык вялый, массивный, объем движений неполный;
- переключаемость движений нарушена;
- тонус нормальный, активность движений достаточная;
- кончик языка малоактивный;
- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
- прикус – прогения;
- отмечается повышенная соливация;
- твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
- точность выполнения движений сохранна;
- зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
- мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
- Движение рук неточное;
- пробы Хеда выполняет выборочно;
- с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
- навыками самообслуживания не владеет;
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
- произвольная моторика не сформирована;
- ведущая рука - правая;
- предпочитает работать левой рукой;
- все движения выполняет правильно;
- мышечный тонус повышен;
- неправильно держит карандаш;
- моторная неловкость при работе с пластилином;
- испытывает трудности при овладении графическими навыками;
- наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
- Двигательно неловок, медлителен;
- ограничен объем активных движений;
- отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
- испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
- мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
- отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
- замен движений и синкенезий не наблюдается;
- Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
- понимание речи затруднено;
- выполняет задания по словесной инструкции;
- нуждается в неоднократном повторении задания;
- с опозданием реагирует на обращение учителя;
- речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
- понимание речи связано с незнанием русского языка.
- Имеются недостатки произношения;
- нарушено произношение звуков …;
- дефектно произносит оппозиционные звуки;
- недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
- полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
- Фонематический слух недостаточно сформирован;
- фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
- фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
- затрудняется придумать слово на заданный звук;
- слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
- неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
- при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
- Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
- допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
- имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
- определение места звука в слове сформировано;
- место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
- имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;
Воспроизведение слов сложного звукового состава
- Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
- количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
- переставляет слоги местами;
- слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
характеристика голоса и дыхания
- Темп высказываний замедленный;
- речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки произносятся нечетко;
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
- темп и ритм речи в пределах нормы;
- словесное ударение употребляет правильно;
- интонационная речь недостаточно выразительна.
- Не заикается;
- иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
- наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
- Объем словарного запаса соответствует возрасту;
- словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
- не всегда точно использует слова;
- испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
- в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
- не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
- часто использует слова не по назначению;
- допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
- страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
- Недостаточно сформирован для данного возраста;
- в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
- допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
- имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
- неправильно употребляет предлоги, падежи;
- имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
- в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
- допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
- имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
- допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
- есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
- Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
- неотчетливо произносит слова;
- оречевление затруднено;
- при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
- наблюдается высокий уровень речевого развития;
- опыт речевого общения беден;
- самостоятельно высказаться затрудняется;
- устная форма речи недостаточно сформирована.
- грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
- Имеются многочисленные ошибки разного характера;
- испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
- при списывании наблюдаются единичные ошибки;
- при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
- Способ чтения побуквенно – слоговой;
- чтение замедленное, послоговое, словами;
- понимание прочитанного с неточностями;
- чтение послоговое, простые слова читает целостно;
- делает запинки при чтении многосложных слов;
- чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
- не отвечает на вопросы по тексту;
- при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка
- Нечеткая координация движений;
- затрудняется определить правую, левую сторону;
- зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно;
- причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
- неправильно располагает написанное на листе бумаги;
- схема тела не сформирована;
- правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
- Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
- охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
- легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
- имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
- испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
- внимание неустойчивое, часто отвлекается;
- значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
- с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
- запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
- инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
- Показаний для занятий на логопункте нет;
- фонематическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
- нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
- недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- лексико-грамматическое недоразвитие;
- полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
- сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
- имеется нерезко выраженная дисграфия;
- аграмматическая дислексия и дисграфия;
- фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
- Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
- трудности адаптации в школьном учреждении;
- нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
- незрелость эмоционально – волевой сферы;
- педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
- гиперопека родителей;
- недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
- двигательная расторможенность, гиперактивность;
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
- трудности начались со второго полугодия, после болезни;
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными терминами, понятиями;
- слабо развито словесно-логическое мышление;
- недостаточное развитие связной речи;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
- невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
- Динамика речевого развития незначительная;
- при положительной динамике развития выпущен из группы;
- рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
- динамики в развитии не наблюдается;
- логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
- Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
- избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
- перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
- в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
- систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
- пополнение и уточнение имеющихся знаний;
- систематизация умения и навыков;
- рекомендуется консультация у специалистов…;
- во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
- рекомендован дополнительный отдых;
- уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
- посещение занятий с психологом и логопедом;
- устранение пробелов в имеющихся знаниях;
- довести до необходимого уровня учебную деятельность;
- стимулировать самооценку;
- создание возможности выбора…;
- повышение личной ответственности;
- создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
- оказание помощи в обретении веры в свои силы;
- рекомендован повторный курс обучения;
- проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
- восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
- ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
- для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
- единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев.
Рекомендации родителям: «Профилактика речевых нарушений».
В этой статье освещены вопросы актуальности профилактики речевых нарушений.
Рекомендации к заполнению документов
Развитие речи – это большая и сложная область методики. В более узком, научно-методическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на .
Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)
Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно.
Речевая карта (образец заполнения на ребенка с ОНР)
Образец заполнения речевой карты на ребенка с ОНР .
О проведении РМО по преемственности и заполнении единой карты на детей с ОВЗ
Преемственность – это взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Работа по преемственности носит сист.
Образец заполнения речевых карт
Читайте также: