Фразе из левого столбца подберите подходящие по смыслу продолжение из правого астрономия

Обновлено: 22.12.2024

применять знания основных понятий для решения качественных задач .

находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде.

Познавательные:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения классифицировать звёзды по блеску.

Регулятивные:

развитие умения определять главную учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели.

Коммуникативные:

развитие умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

метода научного познания

в изучении астрономических явлений.

к самообразованию на основе

к обучению астрономии.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения,

ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран.

Карта звездного неба (демонстрационная).

Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН).

Презентация автора разработки

Организационная структура урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Организационный

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку астрономии

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

II. Мотивация

к учебной деятельности.

Целеполагание.

Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Формулирование темы и цели урока.

Слайд №1 презентации

к уроку астрономии

«Небесные координаты и звездная карта »

Читает стихотворение В. Бенедиктова Небо полночное звезд мириадами
Взорам бессонным блестит,
Дивный венец его светит Плеядами,
Альдебараном горит.
Пышных тех звезд красоту лучезарную
Бегло мой взор миновал,
Все облетел, но, упав на Полярную,
Вдруг, как прикованный, стал.
Вижу: светил хоровод обращается –
Ты неподвижна одна.
Лик неба синего чудно меняется –
Ты неизменно верна.
Не от того ли так сердцу мечтателя
Мил твой таинственный луч?
Молви: не ты ли в деснице создателя,
Звездочка, вечности ключ?

Объясняют какие эмоции вызвали эти стихи

Озвучивают тему и цель урока.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

презентации к уроку

«Небесные координаты и звездная карта »

Организует проверку выполнения домашнего задания в форме «Астрономический диктант».

Обсуждает с учащимися ранее изученное

Письменно отвечают на вопросы «Астрономического диктанта».

Работают индивидуально. Взаимопроверка и оценка

Приложение 1.

III. Постановка учебной задачи.

Делает акцент на основных моментах.

Выделяют, каких именно знаний не хватает ( это причина затруднений).

IV. «Открытие нового знания»

Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий.

Слайды №4, №5, №6, №7, №8, №9

презентации к уроку

«Небесные координаты и звездная карта»

Выполняют задания в группах. Изучают самостоятельно § 4. «Небесные координаты и звездная карта».

Выделяют главное. Приложение 2.

V. Первичное осмысление и

закрепление

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Слайды №10 презентации к уроку астрономии

«Небесные координаты и звездная карта»

Контролирует выполнение работы.

Отвечают на вопросы

VI. Практическая работа

Применение знаний и способов действий.

Работают в группах

Находят на звездной карте созвездия и решают задачи

Приложение 3.

VII. Самоанализ и самоконтроль

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Подведение учеников к самопроверке

Самопроверка по вопросам теста

Приложение 4.

VIII. Рефлексия.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания.

на дом: §4, упражнение 3, задание 5

Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Приложение 1 .

Астрономический диктант.

Сколько всего созвездий на небе? [88].

Сколько звезд можно насчитать невооруженным глазом на небе? [около 6000].

Запишите название любого созвездия.

Какой буквой обозначается самая яркая звезда? [α-альфа].

В состав какого созвездия входит Полярная звезда? [М.Медведица].

Какие виды телескопов вы знаете? [рефлектор, рефрактор, зеркально-линзовый].

Назначение телескопа. [увеличивает угол зрения, собирает большие света].

Назовите известные вам типы небесных тел. [планеты, спутники, кометы и т.д].

Назовите любую, известную вам звезду.

Специальные научно – исследовательское учреждение для наблюдений. [обсерватория].

Чем характеризуется звезда на небе в зависимости от видимой яркости. [звездные величины].

Светлая полоса, пересекающая небо и видимая в яркую звездную ночь.[Млечный путь].

Как определить направление на север? [по Полярной зезде].

Расшифруйте запись Регул (α Льва). [созвездие Льва, звезда α, Регул].

Какая звезда ярче на небе α или β? [α].

Оценивается: “5” ≥ 14, “4” ≥ 11, “3” ≥8

Приложение 2.

Текст для самостоятельного изучения «Звёзды и созвездия»

В действительности звезды движутся в пространстве и расстояние до них различно. Ведь если например оценить на глаз расстояние до деревьев за окном. Какое из них ближе к нам? Насколько? А теперь мысленно будем удалять эти два дерева. До 500 м человек уверенно определяет различия в расстояниях до предметов, а максимум до 2 км. А на больших расстояниях человек неосознанно пользуется другими критериями – сравнивает видимые угловые размеры, опирается на перспективу видимой картины. Следовательно, если деревья находятся в открытой местности, где больше ничего нет, то, начиная с некоторого расстояния, мы перестанем различать, какое дерево ближе (дальше) и тем более не сможем оценить расстояние между ними. Нам будет казаться с определенного момента, что деревья одинаково удалены от нас . А на небе, когда расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км, до Солнца – около 150 млн. км, а до самой близкой звезды, α Центавра, – в 275 400 раз больше, чем до Солнца. Поэтому и на небе нам кажется что все светила находятся на одинаковом расстоянии. Человеческие глаза в лучшем случае могут различать расстояния лишь в пределах 2км.
Геометрическое место точек, равноудаленных от точки, являющейся центром, называется сферой. Нам кажется, что все небесные светила расположены на внутренней поверхности огромной сферы. Это впечатление усиливается ещё тем, что собственное движение звезд в силу их удаленности незаметно и суточное движение звезд происходит синхронно. Поэтому возникает кажущаяся целостность видимого суточного вращения небесной сферы.

Для решения многих практических задач расстояния до небесных тел не играют роли, важно лишь их видимое расположение на небе. Угловые измерения не зависят от радиуса сферы. Поэтому, хотя в природе небесной сферы и не существует, но астрономы для изучения видимого расположение светил и явлений, которые можно наблюдать на небе в течении суток или многих месяцев, применяют понятие Небесная сфера – воображаемой сферы произвольного радиуса (сколь угодно большого), в центре которой находится глаз наблюдателя. На такую сферу и проецируются звезды, Солнце, Луна, планеты и т.д, отвлекаясь от действительных расстояний до светил и рассматривая лишь угловые расстояние между ними.

 Первое упоминание о “хрустальных сферах” у Платона (427-348, Др. Греция). Первое изготовление небесной сферы встретили у Архимеда (287-212, Др. Греция), описано в работе “Об изготовлении небесной сферы”.

 Самый древний небесный глобус “Глобус Фарнезе” 3 в. до н. э. из мрамора хранится в Неаполе .

РР 1Ось мира = ось видимого вращения небесной сферы (параллельна оси вращение Земли).
Р и Р 1Полюса мира (северный и южный).
ZZ 1 отвесная (вертикальная) линия.
Zзенит , Z 1надир = точки пересечения отвесной линии с небесной сферой.
Истинный горизонт – плоскость перпендикулярная отвесной линии ZZ1 и проходящая через центр О (глаз наблюдателя).
Небесный меридиан – большой круг небесной сферы, проходящий через зенит Z, полюс мира Р, южный полюс мира Р', надир Z'
NS – полуденная линия. N – точка севера, S – точка юга.
Вертикал (круг высоты) – полукруг небесной сферы ZОМ.
Небесный экватор – линия окружности, полученная от пересечения небесной сферы с плоскостью проходящая через центр небесной сферы перпендикулярно к оси мира.
Итак:

 Каков период вращения небесной сферы? (Равен периоду вращения Земли – 1 сутки).

 В каком направлении происходит видимое (кажущееся) вращение небесной сферы? (Противоположно направлению вращения Земли).

 Что можно сказать о взаимном расположении оси вращения небесной сферы и земной оси? (Ось небесной сферы и земная ось будут совпадать).

 Все ли точки небесной сферы участвуют в видимом вращении небесной сферы? (Точки, лежащие на оси, покоятся).
Чтобы лучше представить вращение небесной сферы, посмотрите следующий фокус. Возьмем надутый воздушный шар и проколем его спицей насквозь. Теперь можно вращать шар вокруг спицы – оси.

 Где на этой модели находится наблюдатель?

 В каком месте шара находится южный и северный полюсы мира?

 Где на шаре следует нарисовать Полярную звезду?

 Укажите геометрическое место точек, которые во время вращения не изменяют своего местоположения.

 В каком направлении происходит видимое вращение небесной сферы, если наблюдать с северного полюса (с южного полюса)?

Земля движется по орбите вокруг Солнца. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты на угол

66,5° (показать с помощью листа картона, проколанного спицей). Вследствие действия сил тяготения со стороны Луны и Солнца ось вращения Земли смещается, в то время как наклон оси к плоскости земной орбиты остается постоянным. Ось Земли как бы скользит по поверхности конуса. (то же происходит с осью у обыкновенного волчка в конце вращения). Это явление было открыто еще в 125 г. до н. э. греческим астрономом Гиппархом и названо прецессией . Один оборот земная ось совершает за 25 776 лет – этот период называется платоническим годом . Сейчас вблизи Р – северного полюса мира находится Полярная звезда – α М. Медведица. Дальше титул Полярной поочередно присваивался π, η и τ Геркулеса, звездам Тубан и Кохаб. Римляне вовсе не имели Полярной звезды, а Кохаб и Киносуру (α Малой Медведицы) называли Стражами.
На начало нашего летоисчисление – полюс мира был вблизи α Дракона – 2000 лет назад, а α Малой Медведицы стала полярной звездой в 1100 году. В 2100 г полюс мира будет всего в 28' от Полярной звезды – сейчас в 44'. В 3200г полярным станет созвездие Цефей. В 14000 г – полярной будет Вега (α Лиры).

Горизонтальная система координат

h – высота – угловое расстояние светила от горизонта ( МОА, измеряется в градусах, минутах, секундах; от 0 о до 90 о )

А - азимут – угловое расстояние вертикала светила от точки юга ( SOА) в направлении суточного движения светила, т.е. по часовой стрелке; измеряется в градусах минутах и секундах от 0 о до 360 о ).

Горизонтальные координаты светила в течение суток меняется.

А' Равноценная высоте→зенитное расстояние Z=90 o - h [форм 1]

Читайте также: