Фраза ничего не понимаю
Обновлено: 05.11.2024
Находясь в гуще поля расстановки, в центре образа или рядом с ключевыми фигурами, можно очень хорошо, всем телом, всей кожей, почувствовать суть происходящего. Но чтобы не было опасности залипания, нужно как можно быстрее вернуться на позицию расстановщика, который наблюдает за полем расстановки извне. В этом случае расстановщику возвращается возможность управлять процессом. Так и танцует расстановщик – вошел вглубь – почувствовал. Вышел во внешнюю позицию – управляет.
Клиента можно вводить в гущу расстановки только если он выдерживает контакт с процессом, если ему это комфортно. Иногда это возможно только в итоговом образе хорошего решения, когда уже достигнут хеппи-энд. Иногда при хорошей подготовке клиента можно первые же интервенции и разрешающие фразы начинать делать от первого лица – самим клиентом.
Добавить фигуру – убрать фигуру
Иногда после добавления новой фигуры ничего в образе расстановки не меняется. В этом случае я рекомендую сразу же эту новую фигуру посадить на место. Чтобы не делать эту фигуру бесполезным балластом и помехой в поле.
Если в поле в первоначальном образе расстановки уже стоит 15-20 фигур, вы вычленили некую важную ситуацию, обратили на неё внимание клиента, проговорили с клиентом разрешающие фразы и сделали другие интервенции, эту группу заместителей необходимо вывести из поля и усадить на стулья для упрощения образа.
Я ничего не понимаю
В момент, когда расстановка казалось бы зашла в тупик, можно прекратить что-то делать из роли расстановщика и внятно сообщить (честно признаться) группе, клиенту и самому себе: «Я здесь ничего не понимаю!» Очень часто после такого признания поле расстановки как живое, начинает поворачиваться как «избушка на курьих ножках ко мне передом, к лесу задом», и показывать новые грани ситуации, новые подсказки для хорошего решения.
Иногда самой прекрасной интервенцией для продвижения клиента к успеху является пауза. Просто некоторое время ничего не делать вообще. Расстановщик выключает свою активность на внешнем плане, но на внутреннем плане очень внимательно как снайпер вглядывается в малейшее изменение ситуации. В этом момент обязательно проявляется важная информация. В виде реплики клиента или заместителя, в виде жеста, движения или любого другого сигнала. Поздравляю, это и есть подсказка, которая вам нужна.
Дополнительная сессия для дополнительный процессов
Важный организационный момент. Если до конца семинара осталось 15 минут, не стоит начинать серьезный расстановочный процесс. Он может затянуться на полтора часа. Но уже если так случилось, что вы не уложились по времени, и здание закрывают на ночь, вы «паркуете» расстановку и приглашаете клиента доработать тему в ближайшее удобное для него время.
Телохранители клиента
В случае работы с биографической травмой или в случае нересурсного состояния клиента (сильный стресс или острое горе) выбирается группа добровольцев, которые временно работают в роли заботника для клиента. Например, они могут сидеть рядом с клиентом или позади него, служить экраном от общего образа расстановки, вместе с ним поплакать или просто подержать его за руку, или за плечи. Это создает необходимую зону безопасности для клиента.
Об историях, притчах, анекдотах, шутках, элементах театрализации, интерактива в расстановках мы поговорим в следующих статьях. Следите за прямым эфиром.
Читайте также: