Фраза мир вам откуда

Обновлено: 21.11.2024

В известных сборниках «Ас-Сахих», составленных аль-Бухари и Муслимом, приводится хадис Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Абдуллой ибн Амром ибн аль-Асом о том, что некто спросил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «В чём самое лучшее проявление Ислама?» Тот ответил: «В том, чтобы ты угощал едой, приветствовал тех, с кем знаком и с кем незнаком».

В этих же сборниках приводятся следующие слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданные его сподвижником Абу Хурейрой: «Бог создал Адама (мир ему) таким, каков он есть, высотой в 60 локтей. И когда Он сотворил его, то сказал: «Иди и поприветствуй ту группу ангелов, и прислушайся, как они поприветствуют тебя. Воистину, это будет твоим приветствием и приветствием твоего потомства». Адам (мир ему) сказал им: «Мир вам! (Ас-саляму алейкум!)», и они ответили: «Мир тебе и милость Аллаха! (Ас-саляму алейка ва рахматуллах!)» , т.е. добавили: «И милость Аллаха!».

В этих сборниках достоверных хадисов приводится от аль-Бараа ибн Азиба, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел нам выполнять семь вещей: «Навещать больного, сопровождать похоронную процессию, желать милости Аллаха чихнувшему, оказывать помощь слабому и притеснённому, распространять приветствие и верить клятве».

Абу Хурейра сообщает: «Посланник Аллаха сказал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на то, совершая что, вы полюбите друг друга? Распространяйте же приветствие между вами!».

В сборнике хадисов ад-Дарими, а также в книгах ат-Тирмизи и Ибн Маджи, и в других приводится хадис с хорошей цепочкой передатчиков от Абдуллы ибн Саляма, сказавшего: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Приветствуйте друг друга, угощайте, поддерживайте родственные связи, творите молитву, когда люди спят, и вы войдёте в Рай с миром!». Ат-Тирмизи подтвердил достоверность этого хадиса.

Абу Умама передал: «Наш Пророк велел нам распространять приветствие».

В своей книге «Аль-Муватта» имам Малик приводит: «Ат-Туфайль ибн Убайя ибн Кааб рассказывал: «Когда мы отправлялись на рынок вместе с Абдуллой ибн Умаром и проходили мимо торговца требухой или заключающего сделку, или бедняка, или кого бы то ни было - он непременно приветствовал их». Ат-Туфайль сказал: «Как-то я пришёл к Абдулле ибн Умару и он попросил меня следовать за ним на рынок». Я спросил его: «Что ты будешь делать на рынке, ведь ты не ведёшь торговли, не спрашиваешь о товаре, не продаёшь и не присутствуешь на рыночных собраниях? Давай сядем здесь и поговорим». Ибн Умар ответил мне: «О обладатель живота (а у Туфайля был большой живот), мы отправляемся туда утром ради приветствия, и приветствуем того, кого встречаем».

В сборнике хадисов аль-Бухари сообщается: «Аммар сказал: «Кто объединит три вещи, тот станет обладателем веры: справедливость в отношении самого себя, распространение приветствия всем людям, расходование в бедности». Имам ан-Навави сказал: «Эти три вещи включают в себя блага этой и Той жизни. Поистине, справедливость приводит к выполнению всех обязанностей и прав, закреплённых Всевышним, и избеганию всего запрещённого Им, а также к исполнению обязанностей перед людьми и воздержанию ото всего, что не принадлежит ему, а также к справедливости и честности в отношении самого себя, если он при этом не совершает мерзких деяний. Что касается приветствия всех людей, то это гарантирует, что человек не будет превозноситься ни перед кем, и это приведёт к тому, что между этим человеком и другим не будет грубости, из-за которой он мог бы воздержаться от приветствия. Что касается расходования в бедности, то это приводит к совершенному упованию на Всевышнего и состраданию по отношению ко всем людям».

Форма приветствия в Исламе

Наиболее предпочтительной формой приветствия является сказать: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!» - то есть во множественном числе, даже если приветствуемый один. На это следует ответить: «Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатуху!» Это подтверждает хадис, переданный Имраном ибн Хусейном, приводимый ад-Дарими, ат-Тирмизи и Абу Даудом: «Один человек пришёл к Пророку и сказал: «Ас-саляму алейкум!» Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил на его приветствие, тот сел, и Пророк сказал: «Десять». Потом пришёл другой человек и сказал: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах!» Пророк ответил ему, тот сел, а Пророк сказал: «Двадцать». Затем пришёл третий человек и сказал: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!» Посланник Божий также ответил на его приветствие, тот сел, а Пророк сказал: «Тридцать». Имелось в виду получение вознаграждения».

Приветствие необходимо произносить так, чтобы оно было услышано, в противном случае оно не считается таковым и отвечать на него необязательно. Так же и ответ на приветствие должен быть произнесён достаточно громко, чтобы приветствующий услышал ответ, а если этого не произошло, то ответ следует повторить.

В присутствии спящего приветствовать и отвечать на приветствие следует так, чтобы его услышал тот, к кому обращаются, и в тоже время, чтобы не разбудить отдыхающего человека.

Нежелательность приветствия жестом

Ат-Тирмизи в своём сборнике хадисов приводит слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданные Умаром ибн Шааба: «Не из нашего числа тот, кто уподобляется другим. Не уподобляйтесь иудеям и христианам. Воистину, приветствие иудеев - жестами пальцев, а приветствие христиан - жестами ладонью». Ат-Тирмизи считает слабой цепочку передатчиков данного хадиса.

Имам ан-Навави сказал: «Что касается хадиса, приведённого у ат-Тирмизи от Асмаа ибн Зайда относительно того, что, проходя мимо сидящих в мечети женщин, Посланник (салляллаху аляйхи васаллям) поприветствовал их жестом руки, то ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис». Это следует отнести к тому, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) объединил приветствие словами и жестом. На это указывает и то, что Абу Дауд привёл этот хадис и в своём сборнике, добавив: «И поприветствовал нас».

О значимости приветствия

Обращение с приветствием относится к числу желательных поступков и не является обязанностью. Причём, эта желательность относится к группе людей, а не к отдельному человеку. Так, если приветствует группа людей, то если один из них обратится с приветствием, то сунна будет выполнена. Но предпочтительней, если поприветствует каждый из них. Что касается ответа на приветствие, то если приветствуемый один, то он обязан ответить на приветствие. Если же приветствуемых несколько и ответит один из них - то этого будет достаточно. Если не ответит никто - то на них ложится грех. Если же они все ответят на приветствие - то это будет предпочтительным и совершенным. Если кто-либо не из числа этой группы ответит на приветствие, то с них обязанность ответа на приветствие не снимается, и если они не ответят, то на них также ляжет грех.

В «Сунане» Абу Дауда приводится: «Пророк сказал: «Если идёт группа людей, то приветствие одного из них достаточно, и если один из сидящих ответит на приветствие, то этого также будет достаточно за всех них»».

Также в книге «Аль-Муватта» имама Малика есть хадис от Зайда ибн Асляма, передавшего следующие слова Посланника Аллаха: «Если один из группы поприветствует - то этого достаточно за всех».

Если кто-либо обратится со словами приветствия к другому через занавес или какую-либо другую преграду и скажет «Ас-саляму алейкум, о такой-то!» или же напишет послание, содержащее приветствие, или отправит гонца, которому поручит поприветствовать кого-то, и до того дойдёт это письмо или же к нему прибудет гонец - то он будет обязан ответить на данное приветствие.

В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Айши: «Посланник Аллаха сказал мне: «Это Джабраил передаёт тебе приветствие», и я ответила: «И ему мир и милость Аллаха, и Его благодать!»»

При получении приветствия через кого-либо, необходимо отвечать на него так: «Ва алейка ва алейхи ас-салям! (И тебе, и ему приветствие!)». При приветствии глухого человека нужно произносить слова и одновременно совершать знак рукой. В противном случае, отвечать на приветствие необязательно. Также при приветствии глухим человеком, отвечать на него надо и языком и делать знак рукой, иначе обязательное считается невыполненным.

Если, при приветствии немого, тот ответит знаком руки - то обязательное считается выполненным. Также, если он поприветствует рукой, необходимо обязательно ответить на него. Мутавали сказал: «Если поприветствовали не достигшего совершеннолетия, он не обязан отвечать на него, поскольку он ещё не обязан выполнять предписания Ислама, но будет лучше и уважительнее, если он ответит». Но отвечать на приветствие маленького мальчика обязательно! Этому свидетельствует и аят из Корана (сура «Ан-Ниса», аят 86): «Когда приветствуют вас, отвечайте приветствием лучшим или тем же самым». Если при приветствии группы людей ответит только маленький мальчик, этого недостаточно - ответить должен ещё кто-нибудь, достигший совершеннолетия. Если мусульманин поприветствовал брата по вере и встретился с ним снова, спустя короткое время, то поприветствовать его ещё раз является сунной, сколько бы раз это ни повторялось. Этому свидетельствует и хадис, приведённый аль-Бухари и Муслимом от Абу Хурайры: «Пророк сказал: «При встрече с братом по вере приветствуйте его. Если вас разделила стена или дерево, и вы снова встретились - то поприветствуйте его вновь».

Приветствие двух людей

Если при встрече два человека поприветствовали друг друга, они оба являются начавшими приветствие. Кади Хусейн и Абу Саад аль-Мутавалли сказали, что они оба получат воздаяние за это и должны ответить друг другу. Если один из них поприветствовал чуть позже - его приветствие считается ответом на приветствие.

Если при встрече двух людей один из них скажет: «Ва алейкум ас-салям», то это не считается приветствием и отвечать на него необязательно, поскольку… изменён порядок приветствия. А если начинающий приветствие скажет: «Алейкум ас-салям», то, по словам Абу аль-Хасана аль-Вахиди, необходимо обязательно ответить на него - но обращаться с подобным приветствием нежелательно, как сказано имамом аль-Газали в книге «Возрождение наук о вере».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: