Формы письменных высказываний которые проходят учащиеся начальной школы
Обновлено: 22.12.2024
Обучение изложению и сочинению направлено на усвоение учащимися определённой системы действий.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Овладение письменной речью
учащимися начальной школы.
Программа «Школа России».
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
Ершова Наталья Александровна
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками. Важно развить у учащихся потребность постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развить речь каждого человека общества. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.
Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития. Принятая Правительством «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила в качестве приоритетной задачи ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим государственные стандарты образования определяют развитие речи как важнейшую задачу обучения в начальной школе и как одну из главных задач общего среднего образования.
Актуальность проблемы , её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – письменная речь учащихся начальной школы.
- между желанием ученика высказать своё мнение и страхом остаться непонятным
разрешается через «педагогику встречных усилий»
- между желанием младших школьников изложить свои мысли в письменной форме и неумением правильно оформить свою речь
разрешается через формирование умений и навыков письменной речи
- между необходимостью изучать программный материал по русскому языку и отсутствием мотивации
разрешается через мотивацию учения
Цель : формирование комплекса речевых умений как средства овладения письменной речью.
- Повышать заинтересованность учащихся в получении практически ориентированных знаний;
- Научить младших школьников понимать связь между содержанием речи, её структурой и изобразительностью;
- Последовательно формировать речевые умения через обработку их содержательной и операционной сторон.
- осознанность;
- системность;
- последовательность;
- сотрудничество.
Практическая значимость: работа может быть использована преподавателями школ, студентами педагогических учебных заведений.
Глава 1 . Теоретико-методологические основы развития речи в начальной школе.
О практической направленности изучения русского языка говорится и в других школьных программах XIX в. А.Михайлов отмечает, что «преподавание отечественного языка слагается из двух частей или сторон: теоретической и практической. И если цель теоретического обучения помочь детям овладеть богатством идей и представлений, то цель обучения практического состоит в том, чтобы дать учащимся «логическое, формальное образование духа».
Большой вклад в методику русого языка внёс К.Д.Ушинский. Его статья «О первоначальном преподавании русского языка» как бы продолжает мысли Ф.И.Буслаева. Ушинский считает русский язык главным, центральным предметом в обучении, а первой задачей «учение детей отечественному языку» ставит «развитие дара слова».
Составители первых программ советского периода также много внимания уделяли связи обучения с задачами подготовки учащихся к практической деятельности. Замечательный филолог, методист, автор учебников по русскому языку и языкознанию Д.Н.Ушаков отмечал, что «школа должна научить ученика правильно читать, писать, говорить и мыслить. Важная роль отводилась сочинениям, базой для которых могли служить литературные произведения, картины или «собственный опыт учащихся»
Одной из составляющих методической литературы обучения русскому языку является методика развития речи, которая опирается на лексику, теорию текста, грамматические теории. По утверждению М.А.Соловейчик, методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень: с сугубо практического на научный. Появилось глубокое убеждение, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе. Нужно вооружить учащихся определёнными знаниями о речи. О том, например, что, говоря о чём-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать. Что в высказывании всегда должен быть «стержень» (тема и основная мысль), на который, как в детской пирамидке, в определённой системе «нанизываются» предложения и т.д.
Современный подход к работе над речью младших школьников нашёл своё отражение в книгах: «Речевые секреты», «Методика развития речи на уроках русского языка» под редакцией Ладыженской Т.А.
В них обобщаются данные теории и практики развития речи на уроках русского языка, приводятся эти данные в определенную систему.
Работа по развитию речи является неотъемлемой частью каждого урока русского языка. Рамзаева Т.Г. предлагает свою систему обучения младших школьников. В систему уроков русского языка как её составная часть последовательно у детей развиваются такие речевые умения, как умение отличать текст от набора предложений, озаглавить текст, выделить в нем части (начало, основная часть, концовку), составлять свой текст, опираясь на его тему. В каждой учебной теме есть уроки развития речи, место которых определяет учитель с учётом возможностей и условий работы своего класса.
Учебники «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева) на практике подтверждает все основные положения, изложенные в программе. В них отражены все современные подходы в обучении младших школьников.
Центральное место в этой системе отводиться работе с текстом, овладению учащимися совокупностью речевых учений , обеспечивающих восприятие, воспроизведение текста и создание собственных высказываний.
В комплексе речевых умений выделяется:
- умения информационно-содержательного характера, обеспечивающие содержательную сторону текста;
- структурно – композиционные умения, обеспечивающие правильное построение текста;
- умение использовать языковые средства, обеспечивающие правильность, ясность, богатство и стилистическую точность речи;
- умения, связанные с совершенствованием текста.
Общим для формирования всех речевых умений является необходимость отработки их содержательной (знания) и операционной (способы) сторон. При этом, необходимым условием эффективности овладения умением становиться осознание учащимися связи между его содержательной и процессуальной сторонами. В этом случае умение осуществляется на более высоком уровне осознанности, т.к. выполнение то или иной операции будет мотивироваными. Ученик понимает не только, что и как он должен делать, но и почему именно так.
Как известно, содержательную сторону умения составляют знания. Для речевых умений это:
- знания о предмете высказывания;
- знания о признаках текста как речевой единицы и требований к нему;
- знания о способах создания и воспроизведения текста.
При работе над изложением знания о предмете высказывания ученик получает из исходного текста. При подготовке к сочинению получение этих знаний специально организуется учителем. Ученику предлагается проанализировать личный опыт, провести наблюдение, прочитать дополнительный материал, рассмотреть картину и т.п. При обсуждении содержания будущего сочинения внимание учащихся фиксируется не только на материале, но и на способах его получения. Ученики рассказывают, как они готовились к сочинению, почему именно так нужно было готовиться, и делают вывод о том, что собранный при подготовке материал позволит полнее раскрыть тему сочинения, определить, о чем нужно писать.
Знания о признаках текста и требованиях к нему предусмотрены программой и учебниками. Так, в учебнике дается определение текста как группы предложений, связанных по смыслу, понятие о теме, основной мысли текста и его структурных частях, типах речи, а также наблюдение над связями частей и предложений в тексте и над особенностями стиля речи. На основе этих знаний строиться система формирования отдельных частных умений и всего комплекса речевых умений.
Последняя группа знаний касается способов выполнения различных действий с текстом , необходимых для воспроизведения и создания текста. Умения воспринимать, воспроизводить и создавать текст являются сложными по составу, включают целый ряд умений, связанных с различными сторонами текста. В системе обучения необходимо предусмотреть овладение содержательной и процессуальной сторонами каждого из умений, осознание их места и значения в системе действий по воспроизведению и созданию текста. Для этого нужно вычленить каждое действие из общей работы с текстом, сделать предметом рассмотрения его содержательную и операционную стороны.
Такими образом, если мы хотим сознательного отношения ребенка к слову, к речи, и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять смысл используемых терминов, и правил поведения.
Глава 2. Формирование комплекса речевых умений на уроках русского языка.
Рассмотрим возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка через формирование комплекса речевых умений.
Так, для выделения умения устанавливать последовательность изложения учащимися предлагаются деформированные тексты , в которых изменен порядок частей или предложений.
Эти тексты наглядно убеждают в том, что нарушение последовательности частей и предложений приводит к затруднениям в понимании смысла высказывания. Таким образом, перед учащимися раскрывается значение формируемого умения. Восстановление последовательности требует опоры на смысловые связи между частями и предложениями текста и определения средств их выражения, т.е. позволяет выявить способы осуществления данного действия.
Умение определять тему и основную мысль готового текста. Содержательную сторону данных умений составляют знания о том, что текст имеет тему и подчинен главной мысли. Тема – то, о чем говорится в тексте. Главная мысль отражает цель создания текста и отношения автора к тому, что он описывает. Основным требованием к раскрытию темы и основной мысли в изложении является то, что они должны быть понятны читающему. Для этого нужно передать содержание текста без искажения (точно) и не пропустить важного (полно). В соответствии с эти для точного и полного раскрытия темы и основной мысли текста необходимо выполнить следующие операции:
- определить тему, ответив кратко на вопрос: о чем говорится в тексте?
- определить основную мысль, ответив на вопрос: в чем автор хотел убедить читателя?
- отобрать из текста существенные факты, детали;
- выделить языковые средства, помогающие раскрыть основную мысль.
Умения, связанные с созданием собственного текста также формируются на основе осознания учащимися их содержательной и процессуальной сторон. Например, умение выделять части в своём тексте .
Содержательную сторону данного умения составляют знания о структурных частях текста (вводной, основной, заключительной), о значении каждой из них, о тематическом единстве части, о связи между частями, об особенностях их построения.
Процессуальную сторону умения выделять части в своём тексте составляют следующие операции:
- определение подтем сочинения;
- формулировка вводной и заключительной части в соответствии с темой и основной мыслью текста;
- построение частей с учетом тематических и логических связей между предложениями;
- оформление перехода от одной части к другой.
Эффективным приемом формирования умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. Памятки составляются на протяжении нескольких уроков по мере отработки отдельных умений.
В дальнейшем при работе над сочинением дети пользуются составленной памяткой, при этом в зависимости от задачи урока и сложности текста часть операций может выполняться самостоятельно, часть – под руководством учителя.
Памятка может уточняться по мере получения новых знаний о тексте.
Развитию умения строить связные тексты служат и другие задания.
На осознание учащимися операционного состава умений ориентирует содержание таких этапов урока, как постановка учебной задачи и подведение итога работы. При постановке учебной задачи важно предусмотреть два момента:
- выделение из общей работы с текстом умения, составляющего основную цель урока;
- создание учебно-познавательного мотива в его овладении. Для этого обосновывается значение данного умения в речевой деятельности.
Например, при формировании умения раскрывать основную мысль своего текста учащимся предлагается сравнить два сочинения, близких по содержанию. В одном выражено отношение автора к описываемому, в другом – нет. Учащиеся убеждаются в том, что первый текст более интересен и выразителен, помогает ярко представить описанное, заставляет переживать вместе с автором, передает его чувства. Такое сравнение приводит к осознанию необходимости научиться определять основную мысль своего сочинения и подчинять ей создаваемый текст.
В итоговой части урока учащимся предлагается проанализировать выполненную работу, выделяя, чему учились и что делали, чтобы научиться.
Таким образом, обучение изложению и сочинению направлено на усвоение учащимися определенной системы действий. Овладение каждым из действий осуществляется на основе усвоения его содержательной и процессуальной сторон во взаимосвязи. Это способствует осознанности применения умений и создает предпосылки для успешного переноса их на самостоятельную работу с текстом.
Читайте также: