Формирование комплексного умения редактировать собственное высказывание в коррекционной школе
Обновлено: 05.11.2024
Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования,концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС). Программа учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.
Для обучающихся с ДЦП характерны следующие причины недостатков речевого развития: ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недостаточность предметно-практической деятельности и социальных контактов. Дети имеют небольшой жизненный опыт, общаются с ограниченным кругом людей.
Несмотря на то, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, реализация программы обеспечит возможность получения помощи по развитию речи,социальной адаптации, развитию позитивного отношения к обществу, семье и обучению в школе, включению в коллективную деятельность обучающихся разного возраста и уровня развития.
Цель программы – организация коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, способствующей успешной социализации в обществе, адаптации в учебной деятельности; развитие правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом , с применением методов и приемов, направленных на развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых умений.
учить детей осваивать языковые понятия
обучить коммуникативным навыкам
Развивающие :
развитие речевого аппарата
развивать пространственные представления
развивать чувство ритма, координацию
развитие общей и мелкой моторики
Воспитательные:
воспитывать и совершенствовать личностные качества;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать уважение к старшим и сверстникам
Коррекционные:
развивать речевое дыхание;
развивать артикуляционный аппарат;
развивать фонематическое восприятие;
развивать грамматический строй и связную речь;
формировать и развивать когнитивные функции .
Требования ФГОС к уровню развития речи учащихся с точки зрения развития коммуникативных УУД. ФГОС уделяет большое внимание развитию речи в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Планируемые результаты обучения по данной программе применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС НОО таковы:
Коммуникативные:
Обучающийся получит возможность научиться:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания
Регулятивные:
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
сознательному отношению к языку как к ценности
бережному отношению к родному языку
осознанию личного влияние на ситуацию общения
пониманию принадлежности к русскому народу
Обучающийся получит возможность научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения
понимать отличие одних форм устной народной речи от других и использовать их.
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
Основные методы и принципы работы
Основные методы обучения:
игровое моделирование типовых ситуаций.
Основные принципы:
принцип гуманистической направленности педагогического процесса: развитие умений, позволяющих школьнику преодолевать трудности коммуникации( несмотря на дефекты речи).
принцип системно-деятельного подхода;
принцип дифференцированного подхода (учет различной структуры дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
принцип практичности (знания и умения могут использоваться в повседневной жизни и в учебной деятельности);
принцип комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).
Содержание занятий
Каждое занятие предполагает в своей структуре разучивание детьми и применение упражнений на развитие речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, задания на развитие мелкой моторики, теоретический материал, практические разноуровневые задания подобранные согласно возрастной категории обучающихся и их возможностей.
Организация работы кружка
Программа предназначена для коррекционного обучения детей школьного возраста с нормально развивающейся речью и имеющих отклонения в речевом развитии. Занятия в кружке проводятся с детьми в форме групповых занятий один раз в неделю во вторую половину дня в соответствии с годовым календарным графиком работы и утвержденной сеткой образовательного школьного учреждения продолжительностью 35-40 мин.
Читайте также: