Формирование комплексного умения редактировать собственное высказывание в коррекционной школе

Обновлено: 22.11.2024

Образовательная программа кружка по развитию речи «Риторика повседневного общения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования,концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС). Программа учитывает возрастные, психологические и физиологические особенности младшего школьника с ДЦП.

Для обучающихся с ДЦП характерны следующие причины недостатков речевого развития: ограниченный объем знаний и представлений об окружающем, недостаточность предметно-практической деятельности и социальных контактов. Дети имеют небольшой жизненный опыт, общаются с ограниченным кругом людей.

Несмотря на то, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, реализация программы обеспечит возможность получения помощи по развитию речи,социальной адаптации, развитию позитивного отношения к обществу, семье и обучению в школе, включению в коллективную деятельность обучающихся разного возраста и уровня развития.

Цель программы – организация коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, способствующей успешной социализации в обществе, адаптации в учебной деятельности; развитие правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом , с применением методов и приемов, направленных на развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых умений.

учить детей осваивать языковые понятия

обучить коммуникативным навыкам

Развивающие :

развитие речевого аппарата

развивать пространственные представления

развивать чувство ритма, координацию

развитие общей и мелкой моторики

Воспитательные:
воспитывать и совершенствовать личностные качества;

воспитывать любовь к родному языку;

воспитывать уважение к старшим и сверстникам

Коррекционные:

развивать речевое дыхание;

развивать артикуляционный аппарат;

развивать фонематическое восприятие;

развивать грамматический строй и связную речь;

формировать и развивать когнитивные функции .

Требования ФГОС к уровню развития речи учащихся с точки зрения развития коммуникативных УУД. ФГОС уделяет большое внимание развитию речи в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Планируемые результаты обучения по данной программе применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС НОО таковы:

Коммуникативные:

Обучающийся получит возможность научиться:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания

Регулятивные:

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

сознательному отношению к языку как к ценности

бережному отношению к родному языку

осознанию личного влияние на ситуацию общения

пониманию принадлежности к русскому народу

Обучающийся получит возможность научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

понимать отличие одних форм устной народной речи от других и использовать их.

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

Основные методы и принципы работы

Основные методы обучения:

игровое моделирование типовых ситуаций.

Основные принципы:

принцип гуманистической направленности педагогического процесса: развитие умений, позволяющих школьнику преодолевать трудности коммуникации( несмотря на дефекты речи).

принцип системно-деятельного подхода;

принцип дифференцированного подхода (учет различной структуры дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);

принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

принцип практичности (знания и умения могут использоваться в повседневной жизни и в учебной деятельности);

принцип комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).

Содержание занятий

Каждое занятие предполагает в своей структуре разучивание детьми и применение упражнений на развитие речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, задания на развитие мелкой моторики, теоретический материал, практические разноуровневые задания подобранные согласно возрастной категории обучающихся и их возможностей.

Организация работы кружка

Программа предназначена для коррекционного обучения детей школьного возраста с нормально развивающейся речью и имеющих отклонения в речевом развитии. Занятия в кружке проводятся с детьми в форме групповых занятий один раз в неделю во вторую половину дня в соответствии с годовым календарным графиком работы и утвержденной сеткой образовательного школьного учреждения продолжительностью 35-40 мин.

Читайте также: