Фольклорная лексика и фразеология русские пословицы и поговорки

Обновлено: 04.11.2024

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Развивать логику мышления, память, творческое мышление, монологическую речь, навык работы с дополнительной литературой.

Формировать интерес к предмету, яркую образную речь, навык работы с дополнительной литературой, обогащать словарный запас студентов

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Оборудование к уроку: раздаточный материал, словари фразеологизмов , тетради, глоссарии.

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о красоте и необычности нашего русского языка. Сегодня мы посмотрим, как ещё обогащается лексический запас русского языка

Погружение в проблему:

- Подберите для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению:

-Ученье- свет, а неученье-тьма

-У природы нет плохой погоды

-Солдат спит-служба идет

- Провалиться на этом месте

- Вешать лапшу на уши

- Приступить, засучив рукава

- Работать, не покладая рук

- Зарубить на носу

- Услышать краем уха

- Рожденный ползать летать не может

- Какая отличительная черта всех этих предложений?

( в них использованы устоявшиеся словосочетания, которые использованы в переносном значении- фразеологические обороты)

- В русском языке есть целый раздел, занимающийся изучением фразеологических оборотов, он называется «Фразеология» об этом разделе науки о языке мы и будем сегодня говорить, запишите тему урока:

Как и многие понятия, пришедшие к нам из латинского языка, слово фразеология состоит из двух лексических понятий: «фразис»- фраза и «логос»-учение( учение о фразах) это какие-то обычные фразы?

(нет, это устойчивые словосочетания, используемые в переносном значении)

- Чтобы узнать значение фразеологизма, мы можем обратиться к фразеологическому словарю ( они лежат у вас на столах)

- Фразеологизмы закрепились в нашем языке едва ли не с самого его появления. Откуда же они появились? И это тоже мы сможем узнать из словаря

- На ваших столах лежат примеры фразеологизмов, пользуясь словарями, объясните их появление и значение.

Ахиллесова пята (Античная мифология)

Бить баклуши (Бытовые)

Быть или не быть ( изхуд.произведений)

Подсластить пилюлю ( из профессии)

(составить кластер: Происхождение фразеологизмов) на 3 балла.

- В русском языке довольно много фразеологизмов, пришедших из разных профессий. Определите происхождение следующих фразеологизмов:

1.Топорная работа;без сучка и задоринки;снятьстружку;разделать под орех

2.На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками

3. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней

4.Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.

-Вы учитесь на отделении «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

-Объясните значение фразеологических оборотов, пришедших из вашей профессии:

Спускать на тормозах

Дать задний ход

Ставить в тупик

Стоять под парами

Ни гвоздя, ни жезла.

Как вы думаете, в каком стиле используются эти фразеологизмы?

А в каких еще стилях используются фразеологические обороты?

(художественном и публицистическом)

Допишите фразеологические обороты:

Слова не … (вытянешь)

Ходить вокруг да… (около)

Не разлей… (водой)

Из конверта №2 подберите синонимичные фразеологизмы, а из конверта №3 антонимичные.

Воды не замутит

Пальцем в небо.

Рта не закрывает попасть в точку

Как кошка с собакой

Как кошка с собакой

у черта на куличках

Составьте по 1 простому предложению с фразеологическим оборотом. Разберите его. Каким членом предложения он является?

Вывод: Фразеологический оборот не только воспринимается как одно слово, но и является одним членом предложения.

Чтобы проверить свое знание фразеологизмов, дома выполните задание на 4:

На каждую букву слова подобрать фразеологизм:

-Фразеологизмы- это устойчиво неделимые сочетания, поэтому очень важно правильно употреблять их в речи. Запишите предложения, исправив в них лексические ошибки:

Чаша его терпения лопнула

Посетитель так и ушел несолоно нахлебавшись

Это две большие разницы.

Хватит перебирать из пустого в порожнее

Доброе отношение играет большое значение в нашей жизни.

То, что он выйдет победителем- это еще бабушка на двоих сказала.

У него от страха душа в ноги ушла и мурашки по спине прыгают.

Он мешал нам, вставлял спицы в колеса

Фразеологические обороты- это особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Они обогащают нашу речь, делают ее выразительной, позволяют образнее и эмоциональней, чем одно слово, выражать сложныепонятия или явления жизни.

Заполните таблицу в глоссариях:

- на 3- составить кластер «Происхождение фразеологизмов»

-на 4-подобрать фразеологические обороты

-на 5 – выписать из пролога поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 5 фразеологизмов.

Посмотрите ролик об употреблении современных фразеологизмов.

-Вспомните о своих эмоциях в начале урока, оставите ли вы их, подводя итоги, или выберете для описания своих чувств новые из этого списка?

Читайте также: