Фольклорная лексика и фразеология русские пословицы и поговорки
Обновлено: 04.11.2024
воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
Развивать логику мышления, память, творческое мышление, монологическую речь, навык работы с дополнительной литературой.
Формировать интерес к предмету, яркую образную речь, навык работы с дополнительной литературой, обогащать словарный запас студентов
Техническое оборудование: мультимедийная система.
Оборудование к уроку: раздаточный материал, словари фразеологизмов , тетради, глоссарии.
Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о красоте и необычности нашего русского языка. Сегодня мы посмотрим, как ещё обогащается лексический запас русского языка
Погружение в проблему:
- Подберите для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению:
-Ученье- свет, а неученье-тьма
-У природы нет плохой погоды
-Солдат спит-служба идет
- Провалиться на этом месте
- Вешать лапшу на уши
- Приступить, засучив рукава
- Работать, не покладая рук
- Зарубить на носу
- Услышать краем уха
- Рожденный ползать летать не может
- Какая отличительная черта всех этих предложений?
( в них использованы устоявшиеся словосочетания, которые использованы в переносном значении- фразеологические обороты)
- В русском языке есть целый раздел, занимающийся изучением фразеологических оборотов, он называется «Фразеология» об этом разделе науки о языке мы и будем сегодня говорить, запишите тему урока:
Как и многие понятия, пришедшие к нам из латинского языка, слово фразеология состоит из двух лексических понятий: «фразис»- фраза и «логос»-учение( учение о фразах) это какие-то обычные фразы?
(нет, это устойчивые словосочетания, используемые в переносном значении)
- Чтобы узнать значение фразеологизма, мы можем обратиться к фразеологическому словарю ( они лежат у вас на столах)
- Фразеологизмы закрепились в нашем языке едва ли не с самого его появления. Откуда же они появились? И это тоже мы сможем узнать из словаря
- На ваших столах лежат примеры фразеологизмов, пользуясь словарями, объясните их появление и значение.
Ахиллесова пята (Античная мифология)
Бить баклуши (Бытовые)
Быть или не быть ( изхуд.произведений)
Подсластить пилюлю ( из профессии)
(составить кластер: Происхождение фразеологизмов) на 3 балла.
- В русском языке довольно много фразеологизмов, пришедших из разных профессий. Определите происхождение следующих фразеологизмов:
1.Топорная работа;без сучка и задоринки;снятьстружку;разделать под орех
2.На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками
3. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней
4.Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.
-Вы учитесь на отделении «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
-Объясните значение фразеологических оборотов, пришедших из вашей профессии:
Спускать на тормозах
Дать задний ход
Ставить в тупик
Стоять под парами
Ни гвоздя, ни жезла.
Как вы думаете, в каком стиле используются эти фразеологизмы?
А в каких еще стилях используются фразеологические обороты?
(художественном и публицистическом)
Допишите фразеологические обороты:
Слова не … (вытянешь)
Ходить вокруг да… (около)
Не разлей… (водой)
Из конверта №2 подберите синонимичные фразеологизмы, а из конверта №3 антонимичные.
Воды не замутит
Пальцем в небо.
Рта не закрывает попасть в точку
Как кошка с собакой
Как кошка с собакой
у черта на куличках
Составьте по 1 простому предложению с фразеологическим оборотом. Разберите его. Каким членом предложения он является?
Вывод: Фразеологический оборот не только воспринимается как одно слово, но и является одним членом предложения.
Чтобы проверить свое знание фразеологизмов, дома выполните задание на 4:
На каждую букву слова подобрать фразеологизм:
-Фразеологизмы- это устойчиво неделимые сочетания, поэтому очень важно правильно употреблять их в речи. Запишите предложения, исправив в них лексические ошибки:
Чаша его терпения лопнула
Посетитель так и ушел несолоно нахлебавшись
Это две большие разницы.
Хватит перебирать из пустого в порожнее
Доброе отношение играет большое значение в нашей жизни.
То, что он выйдет победителем- это еще бабушка на двоих сказала.
У него от страха душа в ноги ушла и мурашки по спине прыгают.
Он мешал нам, вставлял спицы в колеса
Фразеологические обороты- это особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Они обогащают нашу речь, делают ее выразительной, позволяют образнее и эмоциональней, чем одно слово, выражать сложныепонятия или явления жизни.
Заполните таблицу в глоссариях:
- на 3- составить кластер «Происхождение фразеологизмов»
-на 4-подобрать фразеологические обороты
-на 5 – выписать из пролога поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 5 фразеологизмов.
Посмотрите ролик об употреблении современных фразеологизмов.
-Вспомните о своих эмоциях в начале урока, оставите ли вы их, подводя итоги, или выберете для описания своих чувств новые из этого списка?
Читайте также: