Философия икеа как выражение принципов скандинавского дизайна
Обновлено: 05.11.2024
Мировая ІКЕА-мания
Феномен в разрезе
Как извлекать возможности из проблем
Таким образом, на начальном этапе деятельности компания выжила благодаря тому, что извлекала из проблем новые возможности. Трудности бизнеса Кампрад преодолевал с необычайной стойкостью, которую воспитала в нем суровая земля Швеции. С тех пор он считает проблемы двигателем прогресса и настораживается, когда существование IKEA кажется слишком уж безоблачным.
Кампрад прост в общении, любит неожиданно появиться среди сотрудников, переброситься парой фраз, а то и устроить лекцию, которую обычно слушают, затаив дыхание. Этот человек умудряется передавать слушателям свое горение. По словам Кристофера Барлетта , профессора Harvard Business School, «когда говорит Кампрад, все вокруг наэлектризованы».
Некоторые утверждают, что успех IKEA держится на Кампраде и преданной «старой гвардии», носителях IKEA-культуры. И хотя его взрослые дети принимают участие в управлении, без главного «пастора» компания лишится своего шарма. Похоже, это осознает и сам Кампрад, потому он так тщательно создает культ традиций, привязывая IKEA к пресловутым корням.
Составляющие успеха
Кампрад, так и не получивший высшего образования, создал отлично налаженный глобальный бизнес-механизм. Компания охотно афиширует «занимательную статистику»: общая территория ее магазинов равна площади почти 600 футбольных полей, ее каталоги печатаются тиражом, превышающим тираж Библии, каждый десятый европеец может считать местом своего зарождения кровати производства IKEA. Компания стала символом неплохого вкуса и стремления к лучшему, показателем долгожданной для многих принадлежности к благополучному среднему классу. Но не только позитивный ореол позволяет IKEA завоевывать новых почитателей. По мнению экспертов, деятельность империи организована таким образом, что устоять перед ее обаянием невозможно.
Все, чего душа пожелает
Тактика мягкого принуждения
IKEA как массовик,затейник, или Щедрость, приносящая плоды
Маниакальная экономность
Над созданием необходимых материалов для IKEA трудятся около тысячи поставщиков в более чем 50 странах. Например, для производства выгнутых кресел Poang компания обратилась к производителям лыж, а для разработки прочных диванов сотрудничала с производителями… тележек для супермаркетов. IKEA прославилась умением изготовить товар едва ли не из любых отходов других производств. К примеру, одна из систем хранения предметов обихода создана из переработанных молочных емкостей, для создания некоторых столиков используется красновато-коричневая сердцевина березы, с которой не работают другие производители мебели. Говорят, что в 1990-х годах IKEA выпустила серию картинных рамок, изготовленных исключительно из отходов завода Volvo. Такой подход компания называет инновационным.
Основатель поражает окружающих внешней скромностью и поучает: «Деньги портят человека. Они должны использоваться как ресурсы для инвестиций, а не как средство удовлетворения прихотей». В 2006 году шведская пресса назвала Кампрада самым богатым человеком планеты, перещеголявшим самого Билла Іейтса, однако запутанная система собственности IKEA не позволяет точно подсчитать активы шведского бизнесмена, потому сенсация не подтверждена документально.
Загляните в шкафы покупателя!
Невнимание к особенностям, привычкам и вкусам местного потребителя иногда приводит к курьезам. В первом магазине IKEA в США, открытом в 1976 году, спрос на вазы средних размеров превысил темпы поставок. Оказалось, американцы раскупали их потому, что предлагаемые в IKEA кружки и стаканы были недостаточно велики по американским меркам.
Ингвар Кампрад говорит…
. об ІКЕА
То, что хорошо для наших покупателей, хорошо и для нас. Это обязывает нас охватить жилищное пространство целиком, создать мебель и аксессуары для внутреннего и внешнего интерьера. Они должны быть такими же простыми и консервативными, как мы сами. Они должны быть надежными и комфортными. Они должны создавать более легкий, естественный и ненапряженный стиль жизни.
…об использовании времени
Раздели свое время на десятиминутные интервалы и постарайся потратить как можно меньше из них на бессмысленную деятельность.
…о простоте
Бюрократия все усложняет и парализует. Чрезмерное планирование ведет к корпоративной смерти. Нам не нужны модные авто, громкие титулы, стильная униформа и прочие показатели высокого статуса. Мы полагаемся на собственную силу и собственную волю!
Корпоративные принципы
Между работниками существует жесткая конкуренция. Каждый должен стараться стать лучшим, улучшая при этом работу всей компании. На стене одного из главных офисов IKEA в Хелсинборге висит гигантский плакат, на котором еженедельно отражаются темпы и объемы продаж, лучшие рыночные показатели по странам. Фирма продвигает принцип самосовершенствования и требовательности к себе.
Несмотря на приверженность традициям компания пропагандирует и поощряет неординарные подходы. По словам самого Кампрада, фирма «старается действовать не так, как принято. И до настоящего времени это приносило успех». IKEA, например, одной из первых стала использовать в своей рекламе изображения однополых пар.
Как создать культовый бренд: советы IKEA
Соблазняйте покупателя
Торговый павильон должен превратиться в оазис бесконечного удовольствия, отдыха и развлечений. Бесплатные мелочи вроде карандаша и рулетки делают процесс подбора товаров более приятным.
Удивляйте ценами
Дизайнеры должны создавать приятные для взора и качественные вещи, подкупающие своей невысокой стоимостью.
Сколько продлится успех
Ложка дегтя в бочке меда
Не все идеально в саге об IKEA. Критики ворчат о несовершенстве сервиса, очередях и толкотне, а непонятные инструкции по сборке и отсутствующие иногда шурупы и гайки называют вопиющим издевательством над покупателем. Есть и те, кто презрительно называет массовый дизайн IKEA «ширпотребом», в котором теряется индивидуальность. Более «зубастые» критики говорят о том, что у IKEA агрессивный деловой стиль, что компания давит на поставщиков, заставляя их изменять линейку продукции, «усмиряет» непокорных… Фирму критикуют за качество отдельных продуктов, обвиняют во всех смертных грехах защитники лесонасаждений. Но по отзывам покупателей IKEA остается символом глобального единения, сладким словом для миллионов ее поклонников, чтобы ни говорили критики.
Радужные перспективы?
Читайте также: