Фантазеры новые слова и выражения носов

Обновлено: 22.11.2024

The article analyzes the key words of the story N. Nosova "the Dreamers" from the point of view of their values and characteristics used in the text. Examines the relationship of keywords to topic and story idea, defines the educational potential of the work. The article includes a fragment of a lesson on literary reading in the 2nd grade.

Keywords: key word, short story, N. Nosov, the visionaries.

Рассказ «Фантазеры» вошел в первый сборник рассказов известного советского детского писателя Николая Николаевича Носова «Тук-тук-тук», опубликованный в 1945 г. В этот сборник вошли небольшие рассказы, которые печатались в детском журнале «Мурзилка» с 1938 г. Герои рассказа Н.Носова «Фантазеры» — два мальчика, Стасик и Мишутка. Они сидят на скамейке и развлекаются тем, что придумывают разные небылицы. Разгорается настоящее соревнование – кто кого перефантазирует? То они говорят друг другу, что им больше ста лет, то заявляют, что могут переплыть реку, море и даже океан. Но они стараются сделать так, чтобы их обман был шуточным, безобидным.

Таким образом, анализируя ключевые слова рассказа, можно заметить, что ключевые слова «говорить» и «выдумать» употребляются в тексте наибольшее количество раз, а «хвастаться» и «небылица» - всего один раз. Почти все ключевые слова рассказа «Фантазеры» объединяются в две тематические группы. Значение первой группы связано с семой «вымысел, рассказ о чем-либо несуществующем», к этой группе отнесем лексемы говорить, выдумать, рассказать. В эту же группу входит слово-название рассказа фантазеры. Слова данной группы не несут в себе отрицательной окраски и употребляются гораздо чаще, чем слова второй группы, причем преимущественно в первой части рассказа. Значение ключевых слов второй группы связано с семой «ложь, неправда»: врать, соврать, переврать, брехун, небылица. Условно к этой группе можно отнести и лексемы достаться, стыд, стыдно, которые обозначают некие последствия неправды, лжи, как физические (досталось от мамы), так и эмоциональные (вам не стыдно). Почти все слова этой группы, включающей небольшое число употреблений, содержат отрицательную окраску, они употребляются преимущественно во второй части рассказа. Приведенные выше ключевые слова помогают выразить основную мысль, идею рассказа, а также отношение автора к своим героям. Главный смысл рассказа «Фантазеры» заключен в его названии. Автор наглядно показывает читателю, чем фантазия отличается от вранья и лжи. Фантазия никому не причиняет вреда, а обман Игоря, съевшего варенье, привел к тому, что незаслуженно была наказана его сестра Ирина. Рассказ Н.Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, проницательному отношению к окружающим. Конечно же, лжи и вранью не должно быть места в нашей жизни. А вот весёлые выдумки, фантазии – это хороший вид досуга для маленьких детей. Фантазии развивают у детей творческое мышление, а также помогают осваивать тонкости родной речи. К примеру, Мишутка употреблял игру слов, сказав, что съел ведро мороженого. Формально он сказал правду, но только потом уточнил, что ведро было объемом со стакан. А вот мальчик Игорь, совравший собственной маме и сваливший вину на маленькую сестренку, заслушивает всяческого порицания, потому что его придумки наносят вред людям. Приведем фрагмент конспекта урока по рассказу Н.Носова «Фантазеры», связанный с работой над ключевыми словами, который можно применить на уроке литературного чтения во 2 классе.

Читайте также: