Это позволяет предельно сокращать высказывание
Обновлено: 04.11.2024
Цель: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.
Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.
I . Мотивация. Определение темы и цели урока. « Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» . В.В.Виноградов.
Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.
Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.
II. Работа в группах.
1. Установить соответствия.
111 Проверка домашнего задания
группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”
группа 2- “Разновидности разговорного стиля”
группа 3- “Тематика разговорного стиля”
группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля”
- Выступления учащихся от каждой группы.
1. Основная функция и назначение разговорного стиля речи.
Разговорный стиль речи выполняет основную функцию языка - функцию общения. Его назначение - непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключения: частные письма, записки, дневниковые записи). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция и т.д.), которая строго систематизирована, упорядочена, а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников. Помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.
2. Разновидности разговорного стиля.
В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности. Разговорно-бытовой стиль сформировался в бытовой, неофициальной обстановке и условиях устного, непринуждённого и неподготовленного общения. Разговаривают собеседники обычно не только словами, но и жестами, мимикой.
3. Тематика разговорного стиля.
4. Устная и письменная формы разговорной речи.
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной формах (реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записки в дневниках, тексты писем). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция, выступление на собрании, в суде и т. д.), а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.
IV. Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”
V. Сравнить два текста об одуванчиках.
1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.
2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.
- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!
- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!
- Да примитивный он какой-то!
- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.
- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.
По итогам наблюдений заполняем таблицу.
VI. Изучение § 54, стр. 281. «Разговорный стиль речи». Отметьте основные языковые особенности РС.
Работа в парах (лексические, морфологические, синтаксические).
На лексическом уровне для разговорного стиля характерны:
использование разговорной и просторечной лексики: ляпнуть, болтать, хлюпать;
использование жаргонизмов : умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван ;
использование конкретной лексики, фразеологизмов, «крылатых выражений», общеизвестных цитат из фильмов, анекдотов;
Морфологический уровень характеризуется:
наиболее частым среди всех стилей употреблением личных местоимений (важно обозначить участников коммуникации);
преобладанием глаголов над существительными;
редким использованием причастий и кратких прилагательных; почти не используются деепричастия , вместо них используются полные формы прилагательных ( Я не голодный вместо Я не голоден); Когда я увидел Петьку, я ему крикнул вместо Увидев Петьку, я ему крикнул ;
несклоняемостью сложных и составных числительных , склоняемостью аббревиатур (на МКАДе);
использованием частиц и междометий, которые выражают отношение говорящего к произносимому, его эмоции, настроение;
использованием времен и наклонений глагола в несвойственных им в книжных стилях значениях: Подруга говорит: «Ну, я пошла». – прошедшее время глагола имеет значение будущего времени; А Петька как крикнет ! – глагол в форме будущего времени имеет, наоборот, значение прошедшего (описываются уже произошедшие события).
На синтаксическом уровне можно отметить:
употребление односоставных и неполных предложений:
– Мороженое будешь?
– Если только шоколадное….
редко использование сложных синтаксических конструкций;
преобладание бессоюзных предложений;
частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, обращений.
ользование абстрактных слов и терминов.
VII. Анализ текста (по материалам ЕГЭ)
Антонина Андроновна вышла из столовой. Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:
‒ Здравствуйте, ‒ сказала Елена Петровна, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. ‒ Мне нужно поговорить о вашей дочери.
‒ О дочери. – Антонина Андроновна обратилась к Тамаре. –Ты что натворила?
‒ Я бы хотела поговорить… посоветоваться с вами, ‒ сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё начинают проступать красные пятна.
‒ Ну что ж, говорите! –со вздохом пригласила Антонина Андроновна. –О чём же советоваться-то нам с вами, не знаю. Тамара, поди-ка отсюда…
Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. Кресло скрипнуло под её тяжестью. Елена Петровна села тоже.
‒ Ваша дочь плохо учится,‒ сказала учительница. –Она не делает домашнего задания, не учит уроки…
Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением.
‒ А я-то при чём же? Я, что ли, буду за неё уроки учить?
‒ Но вы можете и должны проследить за тем, чтобы она учила уроки.
Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:
‒ Не до того мне. Не до того! Сами управляйтесь!
‒ А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? –спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. –Поймите меня, прошу вас! Я не жаловаться пришла, а просто педсовет… Помогите мне!
Антонина Андроновна пожала плечами:
‒ Ну уж, голубушка…
‒ Меня зовут Елена Петровна.
‒ Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. Вот, скажем, для примера, моя портниха шьёт мне платье и помощи никакой не просит. Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. Да и чудно было бы, если бы помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают! А почему же вам надо помогать? Вам ведь тоже деньги платят за то, что вы наших детей учите! Моё дело -кормить ребёнка, одевать. А уж учить –это дело ваше. А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… Значит, вы учительница так себе… Неважная вы учительница.
Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.
Работа над текстом: содержание, проблематика, авторская позиция).
Учительница
Родительница
Выводы (проблема)
1.Учительница убеждена, что родители отвечают за учёбу ребёнка.
Родители считают, что их забота- обуть, одеть, накормить, а учительница обязана учить .
Роль родителей в процессе воспитания.
(Или: Какова настоящая роль родителей в деле воспитания детей?)
2.Родительница – плохая мать , потому что не обращает внимания на то, как учится дочь.
Читайте также: