Этапы процесса создания письменного высказывания

Обновлено: 04.11.2024

1. Этап размышлений (начальный) – работа над содержанием в условиях индивидуальной деятельности ведется в плане внутренней речи. Ис­пользование письма выступает в качестве внеш­него средства фиксации промежуточных продуктов процесса размышления. Написанные слова, фразы, схемы выступают смысловыми опорами для дальнейшего размышления, основная функция которых связана не столько с запоминанием уже пройденного размышления в пути, сколько с задачами порождения будущего текста (фиксация прошлого для будущего). Первый этап заканчивается созданием плана будущего текста.

Все содержание будущего текста на этом этапе не может быть окончательно определено.

а) определение границ темы;

б) решение задачи:

– поиск и формулирование проблемы;

– выдвижение возможных гипотез;

– выбор наиболее достоверной гипотезы;

– обоснование выбранной гипотезы;

в) обсуждение и формулирование за­мысла текста;

г) составление плана будущего текста.

2. Этап порождения первоначального текста (первона­чальное написание всего текста) - выражение, реализацию замысла в языковой форме. Осмысливаются ранее найденные и выделяются новые стороны содержания, которые еще не были осознаны на 1-м этапе. Впервые формулируется задача единства содержания и фор­мы текста, вступают в силу определенные (конструктивные и языковые) законы построения письменного научного высказывания. Первона­чальный замысел может быть изменен и даже отбро­шен как неподходящий для целей данного научного высказывания. В ходе написания текста может перестраи­ваться уже намеченный план текста, появляются но­вые идеи. Развитие идей, определенных еще на 1-м этапе, может привести к перераспределению акцен­тов в содержании, к перестройке всей намеченной автором логики развертывания текста, так как полное развертывание и формулирование на­меченных идей и организация их в определенную систему зачастую ведут к выявлению несоответствий, противо­речий, к выявлению необходимости доработки или переделки одних, расширения или сокращения других частей текста и т. д.

Все вышесказанное относится к порождению самостоятельного научного высказывания в том случае, когда текст субъективно труден для автора. Если задача по порождению текста, является субъективно легкой, то все вышеуказанное может не проявиться в полной мере: и намеченный замысел и развертка содержания могут быть почти без изменения выражены в написанном тексте. Субъ­ективная сложность или легкость порождения тек­ста связаны со сложностью рассматриваемых в тек­сте проблем, трудностью задач, поставленных авто­рами перед собой, с уровнем сформированности умений порождения текстов.

а) выделение семантических границ высказывания (контекстная связ­ность);

б) смысловая связность единиц высказывания;

в) логико-грамматическая связность фраз;

г) обеспечение коммуникативной на­правленности высказывания.

3. Доработка и редактирование письменного высказывания (заключительный этап) -в процессе доработки и редактирования, которые могут происходить неоднократно, продолжается работа над планом содержания. Доработку и редактирование лучше всего начинать через какое-то время после создания первоначального варианта текста, когда возникает некоторая «отстране­нность» от собственного текста, когда он начинает видеться как бы «другими глазами» и значительно легче выявляются недостатки его содержательной сто­роны, а также случаи нарушения связности и т. д. Возникшая «отстраненность» дает автору (адресанту) возможность встать на позицию адресата своего текста и тем самым оценить и отредактировать его с точки зрения доступности и понятности.

Этап доработки и редактирования текста интере­сен еще тем, что на нем возможен диалог автора с самим собой: диалог между «собой бывшим» – авто­ром созданного текста и «собой настоящим» – редактирующим этот текст.

а) редактирование плана содержания;

б) редактирование плана выраже­ния.

Читайте также: