Этапы процесса создания письменного высказывания
Обновлено: 04.11.2024
1. Этап размышлений (начальный) – работа над содержанием в условиях индивидуальной деятельности ведется в плане внутренней речи. Использование письма выступает в качестве внешнего средства фиксации промежуточных продуктов процесса размышления. Написанные слова, фразы, схемы выступают смысловыми опорами для дальнейшего размышления, основная функция которых связана не столько с запоминанием уже пройденного размышления в пути, сколько с задачами порождения будущего текста (фиксация прошлого для будущего). Первый этап заканчивается созданием плана будущего текста.
Все содержание будущего текста на этом этапе не может быть окончательно определено.
а) определение границ темы;
б) решение задачи:
– поиск и формулирование проблемы;
– выдвижение возможных гипотез;
– выбор наиболее достоверной гипотезы;
– обоснование выбранной гипотезы;
в) обсуждение и формулирование замысла текста;
г) составление плана будущего текста.
2. Этап порождения первоначального текста (первоначальное написание всего текста) - выражение, реализацию замысла в языковой форме. Осмысливаются ранее найденные и выделяются новые стороны содержания, которые еще не были осознаны на 1-м этапе. Впервые формулируется задача единства содержания и формы текста, вступают в силу определенные (конструктивные и языковые) законы построения письменного научного высказывания. Первоначальный замысел может быть изменен и даже отброшен как неподходящий для целей данного научного высказывания. В ходе написания текста может перестраиваться уже намеченный план текста, появляются новые идеи. Развитие идей, определенных еще на 1-м этапе, может привести к перераспределению акцентов в содержании, к перестройке всей намеченной автором логики развертывания текста, так как полное развертывание и формулирование намеченных идей и организация их в определенную систему зачастую ведут к выявлению несоответствий, противоречий, к выявлению необходимости доработки или переделки одних, расширения или сокращения других частей текста и т. д.
Все вышесказанное относится к порождению самостоятельного научного высказывания в том случае, когда текст субъективно труден для автора. Если задача по порождению текста, является субъективно легкой, то все вышеуказанное может не проявиться в полной мере: и намеченный замысел и развертка содержания могут быть почти без изменения выражены в написанном тексте. Субъективная сложность или легкость порождения текста связаны со сложностью рассматриваемых в тексте проблем, трудностью задач, поставленных авторами перед собой, с уровнем сформированности умений порождения текстов.
а) выделение семантических границ высказывания (контекстная связность);
б) смысловая связность единиц высказывания;
в) логико-грамматическая связность фраз;
г) обеспечение коммуникативной направленности высказывания.
3. Доработка и редактирование письменного высказывания (заключительный этап) -в процессе доработки и редактирования, которые могут происходить неоднократно, продолжается работа над планом содержания. Доработку и редактирование лучше всего начинать через какое-то время после создания первоначального варианта текста, когда возникает некоторая «отстраненность» от собственного текста, когда он начинает видеться как бы «другими глазами» и значительно легче выявляются недостатки его содержательной стороны, а также случаи нарушения связности и т. д. Возникшая «отстраненность» дает автору (адресанту) возможность встать на позицию адресата своего текста и тем самым оценить и отредактировать его с точки зрения доступности и понятности.
Этап доработки и редактирования текста интересен еще тем, что на нем возможен диалог автора с самим собой: диалог между «собой бывшим» – автором созданного текста и «собой настоящим» – редактирующим этот текст.
а) редактирование плана содержания;
б) редактирование плана выражения.
Читайте также: