Двойной смысл платоновский выражений

Обновлено: 04.11.2024

Контрольные вопросы и задания разной степени сложности для учащихся 11 класса, изучающих творчество А. Платонова. 1- вопросы по биографии писателя. 2- вопросы по роману "Котлован", 3- творческое задание - расшифровка накоторых фраз из романа "Котлован".

ВложениеРазмер
platonov_voprosy.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы и задания по творчеству

Подготовила: учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №684 г. Москвы

Суворова Наталья Валентиновна

Контрольные вопросы по теме: «Андрей Платонов. Судьба писателя».

1.Какова настоящая фамилия А. Платонова ?

2.Кем он работал до того как пришел в литературу?

(Рассыльным в страховом агентстве, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста на локомотиве, в различных мастерских, на паровозоремонтном заводе).

3.В каком произведении отразился опыт его работы помощником машиниста?

( В рассказе «В прекрасном и яростном мире»).

4.Писал ли Платонов стихи ?

(Да, например, сборник «Голубая глубина», но они казались всем слишком простыми или косноязычными).

5.Как называется первое, изданное произведение Платонова?

(Не считая газетных заметок, таким произведением стала брошюра «Электрификация»).

6. К какому литературному течению причислял писатель себя и почему?

(Платонов записал в анкете: « Ни к какому. Предпочитаю иметь свое»).

7.За какое произведение Платонов был обвинен в анархо - индивидуализме?

( За рассказ «Усомнившийся Макар». Сталин рядом с названием написал свое определение: «Подонок» Так был дан сигнал к травле).

8.Какая трагедия случилась в жизни его сына? Сумел ли Платонов помочь ему?

( Сына по ложному доносу в заговоре против Сталина. Только Шолохов смог попросить Сталина о пересмотре этого дела).

9.Назовите произведения, написанные Платоновым после поездки в Туркмению и отражающие это время.

(Роман «Ювенильное море», рассказ «Песчаная учительница», замысел «Джан»).

10.Какие известные романы он написал?

Контрольные вопросы по теме: «Роман А. Платонова «Котлован».

1. Кто главный герой романа? (Вощев)

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? (Формулировка была такая: «устраняется с производства вследствие роста с лабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда », «Ему снова предстояло жить и

питаться, поэтому он пошел в завком -- защищать свой ненужный

3. Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? ( Они готовят фундамент светлого будущего. Общежитие для пролетариата)

4. Чем является для Вощева новая работа:

- это рытье котлована

- это строительство коммунистического рая

- это способ занять себя хоть чем- нибудь

- это повод задуматься о смысле жизни? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

5. Зачем Платонов ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева ?( Человек труда противопоставлен человеку паразитирующему на чужом труде, приносящий пользу – бесполезному)

Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему ? ( Жачев чувствует себя значимым, это ему позволяет новая идеология: «Ты что ж, буржуй, иль забыл, за что я тебя терплю? Тяжесть хочешь получить в слепую кишку? Имей в виду - любой

кодекс для меня слаб!

Здесь инвалид вырвал из земли ряд роз, бывших под рукой, и,

не пользуясь, бросил их прочь»).

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история ? (Образ Насти – образ будущего, ради которого все трудятся сейчас)

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания ? ( Всех кулаков посадили на плот и отправили вниз по реке. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей» ).

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане ? (Котлован слишком мал. Он не вместит всех трудящихся, поэтому нужно рыть в 4 раза больше)

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми ? (Ответ очевиден. Нет).

10.Отчего умирает Настя ? (Она не дождалась светлого будущего, ее утомило безрадостное настоящее).

11.Чем символично захоронение Насти ? ( Как будто рабочие прощаются со своей мечтой о счастье, хоронят его).

12. Как Платонову удается показать, что у героев романа нет и не может быть счастливого будущего? ( Если так тяжело настоящее и так туманно, далеко будущее, то кто и когда доживет до него- вот вопрос который каждый из рабочих задает себе. Даже идеолог строительства Прушевский хочет покончить жизнь самоубийством: « И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни).

13.Понимают ли они сами это? Докажите. (Рабочие не способны понимать они работают и умирают на работе).

14. По-вашему, чего не хватает героям романа «Котлован» для счастья ? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

Задание: объясните смысл фраз А. Платонова.

Известно, что машинистки не брались перепечатывать рукописи А. Платонова, объясняя это тем, что Платонов пишет слишком сложно, приходится запоминать каждое слово, а не строчку, как обычно. Язык писателя действительно необычен, труден. Проследите по тексту романа, как влияет платоновское «косноязычие» на осмысление романа? Может быть, неординарность языка – необходимость. Так Платонову удается сказать больше, иначе, а «косноязычие» служит средством передачи авторского взгляда на события эпохи построения счастливого будущего? Определите, в чем заключен двойной смысл платоновских выражений, «расшифруйте»:

  1. « а если вам делать нечего, так вы лучше почитайте своего ребенка. Когда вы умрете, он будет». (Вощев)

- « не жалел тела на работу ума» (Вощев)

  1. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей»
  1. « все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована»
  1. « это слабое тело, покинутое без родства среди людей, почувствует когда-нибудь согревающий поток смысла жизни и ум ее увидит время, подобное первому исконному дню» (Вощев о Насте)
  1. «Да здравствует Ленин, Козлов и Софронов!» (слабосильный Козлов ушел в город, чтобы «за всем следить» и «сильно любить пролетарскую массу»)
  1. « музыка заиграла марш молодого похода»
  1. «он выдолбил в граните нишу для захоронения и приготовил плиту, чтобы ни один лучик солнца не мог проникнуть в могилу Насти, никакая букашка ее не потревожила». (Чиклин)
  1. « Пойду на прощанье хотя бы убью товарища Пашкина».

Оксюморон — сочетание несочетаемого(горячий снег). Плеоназм — (греч. Излишек), многословие, использование лишних слов не т. для полноты смысла, но и для стилистического эффекта ( мы видели мертвые трупы). Крайняя форма плеоназма- тавтология. Канцеляризмы - слова и устойчивые словосочетания официально-делового стиля, в художественной литературе используются для речевой характеристики персонажа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольная работа по творчеству А. Платонова, А. Грина, М. Пришвина. 6 класс

Контрольная работа по литературе с ответами. Данная работа предполагает знание текстов "Алые паруса", "Неизвестный цветок", "Кладовая солнца", стихотворений К. Симонова.


Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» для 2 курса отдела «Теория музыки»

Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» составлены для студентов 2 курса отдела «Теория музыки».

Контрольные вопросы по творчеству М.Ю.Лермонтова. 9 класс

Контрольные вопросы по творчеству М.Ю.Лермонтова. 9 класс.


Контрольные вопросы и задания по теме "Состав слова" 7 класс для детей с ТМНР

Тестовые задания по письму и развитию речи для учащихся, не владеющих письмом.


Контрольные вопросы и задания по теме "Имя существительное"

Вопросы и упражнения помогут вспомнить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное".

Контрольные вопросы и творческие задания.

Контрольные вопросы и задания по разделу «Учитесь видеть красоту» (6 класс)

Контрольные вопросы и задания 6 класс по разделу «Учитесь видеть красоту». Данный материал будет полезен для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII.

Читайте также: