Для какого нарушения характерно произнесение фразы без смысла но с отсутствием аграмматизмов

Обновлено: 04.11.2024

Аграмматизм – это неспособность построения или восприятия грамматических конструкций. Аграмматизмы встречаются в устной речи и на письме. Характерны для раннего периода речевого развития, а также лиц с общим недоразвитием речи, билингвизмом, афазией, нарушениями слуха, дисграфией. Диагностируется при логопедическом обследовании устной и письменной речи, нейропсихологическом тестировании. Коррекционно-восстановительное обучение по преодолению аграмматизма направлено на совершенствование грамматических категорий языка.

Классификация

В зависимости от характера нарушения (внутренней или внешней речи) в логопедической практике выделяют два типа аграмматизма:

  • импрессивный – нарушается понимание значения грамматических оборотов;
  • экспрессивный – не формируется либо распадается способность правильного употребления падежных форм, предлогов, согласования слов при самостоятельном высказывании.

По уровню сформированности грамматических процессов различают три степени аграмматизма (от более тяжелого к легкому):

  1. В речи используются нечленимые (однословные) предложения. Составление и повторение развернутых фраз вызывает трудности.
  2. Предложения короткие, синтаксические связи между структурными компонентами нарушены. Страдает повторная речь.
  3. Отмечаются ошибки склонения членов предложения, в остальном самостоятельная фраза оформлена правильно. При повторении заданной фразы ошибок не возникает.

Причины аграмматизма

Дошкольный возраст

Усвоение основных грамматических форм родного языка происходит в первые 3-5 лет жизни. Дети накапливают значительный словарный запас, овладевают навыками словоизменения и словообразования, правильно понимают и употребляют предлоги, используют простые и сложные предложения.

В речи дошкольников и младших школьников могут встречаться отдельные аграмматизмы. Как правило, они связаны с употреблением низкочастотных слов, сложных грамматических оборотов, исключений из правил русского языка. Однако при нормальном речевом развитии грамматические ошибки постепенно исчезают из речевого обихода ребенка.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Аграмматизмы – характерное явление для детей с общим речевым недоразвитием различных уровней. ОНР – это собирательное понятие, за которым могут скрываться различные речевые нарушения: алалия, дизартрия, открытая ринолалия.

  • ОНР 1 уровня. Грамматика не сформирована. В лексике присутствуют неизменяемые слова-корни.
  • ОНР 2 уровня. Начальный уровень формирования грамматики. Имеются многочисленные аграмматизмы: неправильное изменение слов по лицам и числам, смешение падежей, ошибки согласования, неправильное употребление предлогов.
  • ОНР 3 уровня. Простые грамматические формы употребляются без ошибок. Аграмматизмы возникают при согласовании слов, использовании предлогов и падежных окончаний, расстановке ударений.
  • ОНР 4 уровня. Сохраняются остаточные ошибки при словообразовании с помощью суффиксов, склонении существительных множественного числа, употреблении сложных предлогов.

Аграмматизм

Аграмматизм

Билингвизм

В ситуации двуязычия аграмматизмы могут выявляться как при общении на родном, так и на русском языке. На основании критерия лексико-грамматической правильности речи выделяют 3 уровня речевого развития детей-билингвов:

  • низкий – отмечаются регулярные и многочисленные морфологические и синтаксические ошибки, трудности употребления правильных грамматический форм частей речи. Самокоррекция отсутствует.
  • средний – аграмматизмы не препятствуют речевому общению. Наиболее типичны ошибки в согласовании и управлении. Самокоррекция возможна только в рамках изученного материала.
  • высокий – сформирован навык самокоррекции: ребенок самостоятельно исправляет допущенные грамматические ошибки. Доступно правильное использование предложно-падежных форм, согласование частей речи, словоизменение, интонационное оформление высказывания.

Афазия

Аграмматизмы наблюдаются у пациентов с различными видами афатических нарушений. Грамматические трудности обычно свойственны средней и легкой степени речевых расстройств (при грубой афазии активная речь или ее понимание может отсутствовать полностью).

  • Моторные афазии. Характерен экспрессивный аграмматизм. При афферентной афазии наблюдаются ошибки при согласовании, употреблении предлогов, упрощение фразы. Для афазии Брока типичен телеграфный стиль (отсутствие предлогов), употребление глаголов в инфинитиве, неправильное согласование.
  • Динамическая афазия. Аграмматизмы могут выражаться в двух вариантах. В первом случае наблюдается нарушение программирования речевого высказывания (отсутствие глагольного словаря, односложные фразы, речевые штампы), во втором – трудности грамматического структурирования (телеграфный стиль, проблемы с согласованием слов).
  • Акустико-гностическая афазия. Затрудняется понимание обращенной речи, отмечается феномен отчуждения смысла слова, больным недоступны инструкции. При спонтанном высказывании выявляется логорея, аграмматизмы согласования.
  • Акустико-мнестическая афазия. Грубый аграмматизм не характерен. Возникают трудности при использовании синтаксически сложных предложений.
  • Семантическая афазия. Основным дефектом является импрессивный аграмматизм. Больные теряют способность понимать сложные (временные, пространственные) логико-грамматические отношения.

Тахилалия

Патологически ускоренный темп речи при тахилалии отрицательно влияет на грамматическое и синтаксическое оформление высказывания. В первую очередь страдает структура предложения: нарушается правильный порядок слов во фразе. Окончания слов «проглатываются» или заменяются неправильными. В спонтанной речи искажаются логические причинно-следственные связи, что влечет за собой нарушение смысла сказанного.

Нарушения письменной речи

Аграмматизмы на письме составляют сущность аграмматической дисграфии. В письменных работах обнаруживается неправильное построение предложений, нарушение изложения связного текста. В словах встречаются ошибки склонения и согласования в роде и числе, неверное написание приставок и суффиксов.

Грамматические ошибки при чтении характерны для аграмматической дислексии. В процессе чтения неправильно употребляются падежные окончания, форма и времена глаголов, согласуются существительные с прилагательными и местоимениями. Трудны для восприятия сравнения и метафоры. В результате теряется смысл прочитанного, страдает понимание текста.

При дизорфографии, наряду с ошибками правописания, учащиеся испытывают затруднения при морфологическом анализе слов, падежном склонении, согласовании слов в предложении, расстановке знаков препинания. Письменные аграмматизмы обычно встречаются у детей с ОНР.

Интеллектуальные нарушения

Лексико-грамматическое недоразвитие типично для детей, страдающих аутизмом, ЗПР, умственной отсталостью. В их речи аграмматизмы встречаются на уровне слова, фразы и связного текста. Выраженность грамматического недоразвития зависит от степени снижения интеллекта.

Наиболее нарушенными являются операции словоизменения. Предлоги опускаются или употребляются неправильно, падежные окончания искажаются. Допускаются ошибки при образовании прилагательных от существительных, уменьшительных форм. Дети пользуются примитивными предложными конструкциями. Если имеется развернутая фраза, в ней часто имеется смысловое несоответствие. Связная речь непоследовательна, фрагментарна.

Нарушения слуха

Речь слабослышащих детей развивается с существенными грамматическими нарушениями. Неточность слухового восприятия обусловливает ошибочное употребление предлогов, падежных окончаний, трудности построения сложных предложений. Перечисленные недочеты устной речи находят отражение на письме. Аграмматизмы при тугоухости стойкие, искореняются с трудом.

Диагностика

Выявление аграмматизмов на письме и при устном высказывании осуществляется логопедом-дефектологом в ходе педагогического обследования. Для оценки состояния ВПФ требуется консультация нейропсихолога. Общий диагностический план складывается из следующих этапов:

  1. Диагностика устной речи. Первоочередное внимание уделяется обследованию лексики и грамматики. Исследуется словарный запас, навыки образования слов с помощью префиксов и суффиксов, изменения слов по числам, родам, падежам. Даются задания на пересказ текста, составление рассказа по сюжетной картинке и серии картинок. Всестороннее обследование позволяет выявить морфологические аграмматизмы.
  2. Диагностика письменной речи. У школьников изучаются письменные работы. Учащимся предлагается составить предложения по картинкам и с опорными словами, написать изложение. При выполнении письменных заданий, как правило, обнаруживаются синтаксические и семантические аграмматизмы.
  3. Обследование при афазии. У больных с афатическими расстройствами исследуется понимание речи (вопросов, инструкций) и способность к высказыванию (автоматизированная, повторная, спонтанная речь, называние предметов, составление рассказов). Анализируется способность к письму и чтению. При обследовании может выявляться экспрессивный или импрессивный аграмматизм.
  4. Нейропсихологическая диагностика. В рамках нейропсихологического подхода оценивается способность индивида к программированию, регуляции и контролю речевого акта, особенности переработки слухоречевой, зрительно-пространственной информации. При наличии аграмматизмов выявляются нейродинамические нарушения, участвующие в организации речевой деятельности.

Коррекция аграмматизма

Коррекция аграмматизма

Коррекция

Логопедические занятия необходимо начинать параллельно с медицинскими мероприятиями или непосредственно после них. Так, помощь слабослышащим детям, прежде всего, должна включать рациональное слухопротезирование, занятия с сурдологом. При ОНМК, повлекшем за собой афазию, требуется комплексная медикаментозная, нейропсихологическая, физическая и речевая реабилитация. При тахилалии благоприятный фон для логопедической коррекции достигается с помощью физиотерапии, водолечения, курса массажа. Тактика речевой терапии определяется с учетом ведущего синдрома.

Совершенствование грамматического строя

Коррекция ОНР

Коррекционное обучение детей с ОНР проводится в специализированных логопедических группах ДОУ, начиная с 4 лет. Аграмматизмы должны быть преодолены к началу обучения в школе. На занятиях логопед уточняет и расширяет лексический запас у детей, развивает понимание речи, формирует навыки словоизменения, словообразования, использования простых распространенных и сложных предложений. По мере совершенствования лексико-грамматических средств развивается связная речь, формируется умение составлять рассказ, пересказывать услышанное.

Параллельно устраняют фонетические пробелы, фонематическое недоразвитие, нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе работают над формированием элементарных навыков чтения, письма. В процессе занятий используют физкультминутки, артикуляционную гимнастику, фонетическую ритмику, упражнения для развития мелкой моторики, по показаниям – логопедический массаж.

Коррекция дисграфии

Поскольку письменные аграмматизмы являются следствием общего речевого недоразвития, их коррекция проводится по тем же основным направлениям. Дополнительное внимание на занятиях уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил производится не только в устных, но и письменных упражнениях.

Восстановительная работа при афазии

Различные виды афатических расстройств требуют дифференцированного подхода к речевой реабилитации. Для устранения импрессивного аграмматизма при семантической афазии ведется работа по преодолению нарушений пространственного восприятия, восстановлению понимания логико-грамматических конструкций. При сенсорной афазии больного учат понимать ситуативную речь, дифференцировать фонемы, грамматически правильно формулировать фразу.

После растормаживания устной речи у больных с моторными афазиями переходят к выработке правильных артикуляционных поз и переключений, преодолению грамматических искажений (составление развернутых предложений, правильное использование предлогов и союзов и пр.), восстановлению чтения и письма.

Основная задача при динамической афазии ‒ стимулирование речевой активности, тренировки в словоизменении, конструировании фраз различных синтаксических моделей. В целях преодоления аграмматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией проводится работа по расширению слухо-речевой памяти, составлению сложных предложений.

Читайте также: