Что во французской британии означает выражение надеть красную шапку
Обновлено: 21.11.2024
Он же «красный колпак» и «колпак свободы». Широко распространенный символ борьбы за свободу, одновременно усвоенный по обе стороны Атлантики и венчающий голову Марианны, эмблему Департамента армии Соединенных Штатов и флаг штата Нью-Йорк.
Людовик XVI во фригийском колпаке пьет за здоровье французов. Карикатура неизвестного художника. 1792 год © Wikimedia Сommons
В римский период похожую шапку носили вольноотпущенники, то есть освобожденные рабы, получившие римское гражданство, — она называлась «пилей». По-видимому, основную роль в популяризации колпака сыграл убийца Цезаря Марк Юний Брут, сделавший из него логотип свержения тирана и чеканивший его на монетах собственного производства, которые по обычаю того времени выполняли, в частности, пропагандистские функции.
Почему фригийский колпак так полюбился революционерам, достоверно неизвестно. Возможно, дело в распространенном среди них культе Брута: в годы Террора люди часто меняли свои излишне христианские имена на более революционные — Марат, Цезарь, Жерминаль и в том числе Брут. Тогда же колпак стал использоваться как неофициальный форменный головной убор в якобинских администрациях на местах.
Печать Сената США с 1886 года
Впервые фригийский колпак появился на печати Сената в 1831 году — там его на шесте держала Свобода
Карикатура из испанского журнала La Flaca от 1 марта 1873 годаИзображает Испанскую Республику, раздираемую федералистами и унитаристами. Фригийские колпаки — на головах у Республики и Федерализма в образе журналиста и политического деятеля Хосе Марии Оренсе
Денарий Марка Юния Брута, отчеканенный в 43–42 годах до н. э.На аверсе — голова Брута, на реверсе — пилей между двумя кинжалами. Надпись «eid. mar.» расшифровывается как «eidibus martis» — «в мартовские иды», то есть 15 марта по римскому календарю. В этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь
© Ancient Coins Search Engine
Печать Военного министерства США с 1778 годаСегодня практически так же выглядит эмблема Департамента армии Соединенных Штатов. Надпись над фригийским колпаком: «Это мы будем защищать»
Плакат Джеймса Монтгомери Флэгга. 1918 годС плаката американцев призывают самостоятельно выращивать себе овощи, чтобы государство могло сосредоточиться на поставках продовольствия в армию. На плакате Колумбия, одетая в американский флаг и фригийский колпак, засевает землю
Герб АргентиныФригийский колпак появляется на гербах многих стран Нового Света, в том числе Кубы, Никарагуа, Сальвадора и Гаити
В 2013 году в Бретани прошли масштабные манифестации против введения экологического налога (ecotaxe). Демонстранты выходили на улицы в красных колпаках, а само движение, выступления за которое в некоторых городах привели даже к столкновениям с полицией, получило название «Красные колпаки»
© Mal Langsdon / Reuters
Гравюра «Праздник федерации 14 июля 1790 года»Изображает празднование на Марсовом поле в честь второй годовщины взятия Бастилии. Символическую композицию венчает красный фригийский колпак
Карикатура британского художника Джеймса Гилрея«Древо свободы должно быть посажено незамедлительно! Это то, что необходимо сделать — и при этом быстро! — чтобы спасти страну от разрушения. Согласно мнению клуба вигов 14 февраля 1797 года». Вместо древа свободы — копье, на которое насажена голова лидера вигов Чарльза Джеймса Фокса
Самое запоминающееся появление колпака в его новом символическом качестве произошло 20 июня 1792 года, когда разъяренная толпа ворвалась в королевский дворец Тюильри в Париже. Один из демонстрантов протянул королю Людовику XVI красный колпак. Растерянный монарх, не зная, что ему ответить, надел колпак на голову, что на некоторое время смягчило гнев толпы.
Кроме того, красный фригийский колпак еще в 1675 году дал название восстанию бретонцев против королевских налогов (его обычно называют «Восстание красных колпаков») и остается символом бретонского противостояния политике центральных французских властей по сей день: в последний раз бретонцы выходили на улицы в красных колпаках осенью 2014 года.
Кокарда
Наполеон при переходе через Сен-Бернар. Фрагмент картины Жака Луи Давида. 1801 год © Wikimedia Commons
Армейская нашивка на головном уборе. 12 июля 1789 года журналист и революционер Камиль Демулен обратился к народу с призывом взяться за оружие. В качестве революционного символа он надел кокарду, сделанную из подручных зеленых материалов. С этого момента разнообразные кокарды стали носить все уважающие себя революционеры. Члены «гражданской милиции», учрежденной 13 июля (то есть накануне взятия Бастилии) носили сине-красные кокарды. Уже через три дня после взятия Бастилии король вышел со свитой к народу — и Лафайет преподнес ему сине-красную кокарду, к которой был прибавлен белый цвет, символ Бурбонов. А в ночь с 13 на 14 июля революционный комитет издал указ, по которому ношение трехцветной, то есть сине-красно-белой кокарды стало обязательным. При Терроре граждан без знака патриотического различия могли счесть подозрительными и подвергнуть административному аресту на срок до восьми суток независимо от пола. Появившаяся в противовес триколору белая роялистская кокарда каралась смертью.
Фрагмент второй части фильма «Французская революция: годы света» (1989), режиссер — Робер Энрико 17 июля 1789 года Людовик XVI принимает трехцветную кокарду из рук маркиза де Лафайета, только что назначенного командующим Национальной гвардией © Chaîne de ZORROBRESIL / YouTube
Слово «кокарда» со временем обросло националистическими коннотациями, ура-патриотических артистов иногда пренебрежительно называют «кокардье». Как физический предмет сейчас используется в авиации — и на парадных шляпах студентов парижской Политехнической школы.
Революционная кокарда диаметром семь сантиметров © Hotel des Ventes de Toulon Женские тапочки эпохи революции © Le musée international de la chaussure à Romans sur Isère Трехцветная кокарда, предположительно принадлежавшая Шарлотте Корде © Hotel des Ventes de Toulon
Марианна
Марианна — один из немногих республиканских символов, постоянно присутствующих в современной французской действительности. Первое появление Марианны на революционной сцене произошло в октябре 1792 года, когда в далекой от Парижа коммуне Пюилоран была написана песня «La guérison de Marianne» (дословно «Исцеление Марианны»). В этой песне девушка по имени Марианна впервые олицетворяла Республику. Имя Марианна, сочетавшее в себе два имени и потому казавшееся аристократам вульгарностью, революционеры стали соотносить с образом Родины-матери. Один из самых ярких образов Марианны написал в 1830 году Эжен Делакруа.
Марианна на плакате 1940 года«Свобода Франции. Права французам» © The National Archives, United Kingdom
В современной Франции Марианна продолжает символизировать Республику — ее бюсты стоят во всех госучреждениях, а со времен освобождения страны от немецкой оккупации во Франции регулярно издаются специальные марки с портретами Марианны. Поскольку собственного лица у нее нет, в образе Марианны по очереди предстают самые красивые женщины страны — Брижит Бардо, Мирей Матье, Софи Марсо, Инес де ла Фрессанж, Катрин Денев и многие другие.
В 2013 году новой Марианной стала одна из участниц антиклерикального и феминистического движения Femen Инна Шевченко. Выбор вызвал скандал во французском обществе — многие политики и общественные деятели призвали бойкотировать марки с лицом Шевченко.
Марсельеза
Партитура Марсельезы. Нью-Йорк, 1917 год © The Library of Congress
В апреле 1792 года Франция вступила в войну со всеми крупными соседями, опасавшимися распространения революционной заразы и претендовавшими на активы нестабильного государства. Перед выступлением войск против Австрии по просьбе командира страсбургский офицер Руже де Лиль за ночь сочинил армейский марш, призывавший затопить родные нивы кровью врагов, предателей и в первую очередь — своей собственной. Марш стал популярен, сочинитель — не скоро: его почти сразу выгнали со службы, а потом посадили в тюрьму за роялизм. Пересидев в тюрьме якобинский Террор, он вышел на свободу автором государственного гимна.
В фильме Майкла Кертиса «Касабланка» (1942) посетители кафе пением Марсельезы заглушают голоса нескольких немецких офицеров, поющих популярную у нацистов песню «Стража на Рейне» © CortoMaltese86 / YouTube
После освободительной войны в Греции и волны революций в Европе Марсельеза стала международной песней левого сопротивления. В 1941 году в оккупированной части Франции гимн запретили, а в коллаборационистской зоне Виши она осталась национальным гимном, но к ней прибавили строчку, восхваляющую маршала Петена. В 1946 году статус Марсельезы в качестве главной песни страны был закреплен конституцией Четвертой республики. Сегодня она по-прежнему сохраняет значительность: постоянное засвистывание Марсельезы корсиканскими и алжирскими болельщиками спровоцировало правительство в 2003 году ввести наказание за оскорбление национальной символики.
В России Марсельеза с новым текстом, написанным народником Петром Лавровым, была гимном при Временном правительстве © hauntingeurope / soundcloud.com Версия Марсельезы в исполнении Сержа Генсбура привела к огромному скандалу во Франции: военные посчитали ее провокацией и антимилитаристской акцией © mynciee / YouTube
Гильотина
Гильотинирование в Париже. 1795 год © Bibliothèque nationale de France
Как приспособление гильотина была известна еще в средневековых Шотландии и Ирландии. Революционными для своего времени были сформулированные Гильотеном принципы, которыми объяснялось ее внедрение: во-первых, наказание определяется преступлением, а не личностью преступника, во-вторых, никто, даже по доброй воле, не может занять место приговоренного, и, наконец, цель казни — убийство, а не пытки, и потому она должна осуществляться единственным, наиболее безболезненным способом. В Европе конца XVIII века, в которой практиковались, в частности, четвертование, колесование и сожжение заживо, гильотинирование стало символом равенства и гуманизма, впрочем, в довольно узком смысле слова: не подозревая об этом, несколько десятков участников Учредительного собрания, голосовавших за предложения Гильотена, облегчили предсмертные страдания в том числе и себе лично.
Сцена казни активистки Сопротивления Софи Шолль из байопика Марка Ротемунда «Последние дни Софии Шолль» (2005)
Последняя публичная казнь с помощью гильотины состоялась во Франции в 1939 году, но сама практика сохранялась дольше: Гитлер за время своего правления гильотинировал больше людей, чем французы во времена Террора.
Дерево свободы
Посадка дерева свободы. Гравюра Жана Баптиста Лезье. 1790 год © Wikimedia Commons
Дерево свободы — символ, на который в равной степени могут претендовать американцы и французы: оно появилось уже во время американской Войны за независимость, начавшейся в 1775 году, но настоящий революционный размах приобрело уже во Франции, в 80–90-х годах XVIII века. В каждой деревне, коммуне и городе было свое дерево свободы; в Париже первое появилось в 1790 году. В 1870 году, во времена Парижской коммуны, высадка революционных деревьев снова приобрела популярность.
С деревом свободы связана, пожалуй, самая знаменитая цитата Томаса Джефферсона: «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение».
Главное современное напоминание о дереве свободы — монеты евро. Кроме того, в современной политической практике дерево использует французская правая партия UMP (и ее критики).
Галльский петух
Реклама велосипедных шин Dunlop. 1898 год © Library of Congress
Петух впервые появился во французской символике еще в Позднее Средневековье, в качестве символа Франции и ее короля: на латинской омонимии слов «петух» и «галл» (gallus) играл еще Светоний в «Жизни двенадцати цезарей». Революционеры попытались присвоить петуха, сделав его еще одним революционным символом — наравне с Марианной и красным колпаком. В результате петух подменил собой королевскую геральдическую лилию. Часто его изображали во фригийском колпаке. При Наполеоне петух впал в немилость, но после 1830 года вернулся на гербы, монеты и фасады домов. Сейчас петуха можно видеть на гербе Французской федерации
футбола.
Читайте также: