Что такое профессиональное выгорание педагога одной фразой
Обновлено: 04.11.2024
Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.
Чаще всего у специалистов с СЭВ отмечаются повышенная тревожность, постоянная усталость, раздражительность, напряженность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ. Для диагностики профессионального выгорания педагогов можно использовать готовые опросники, например, тест В.В. Бойко.
Почему педагоги подвержены развитию СЭВ?
Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение может не сказываться на эмоциональном состоянии человека.
Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?
Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:
- Личностные: реактивность, склонность к интраверсии, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, авторитарность и жесткость по отношению к другим, низкий уровень самооценки и самоуважения. Ряд исследований подтверждает, что выгоранию наиболее подвержены педагоги-трудоголики, которые решили посвятить жизнь карьере, постоянно работают без отдыха, закрывая глаза на свои личные интересы и потребности за пределами школы.
- Статусно-ролевые: ролевой конфликт или неопределенность (например, конфликт между профессиональной и семейной ролями), неудовлетворенность карьерным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус профессии, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отсутствие признания со стороны детей, родителей, коллег.
- Профессионально-организационные или корпоративные: отсутствие четкой организации и планирования образовательного процесса, монотонность работы, несоответствие между вложенными в карьеру ресурсами и профессиональным признанием, строгая регламентация времени работы, негативные или холодные отношения с коллегами и недостаточная поддержка с их стороны, конфликты, конкуренция, дефицит административной, профессиональной и социальной поддержки.
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
- Социально-психологические: нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, вины, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее, ощущение «неправильности» всего происходящего.
- Физиологические: повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна (сонливость или бессонница), раздражительность, головные боли, беспричинные ухудшения зрения и слуха, резкие скачки веса, обострение хронических заболеваний.
- Профессиональные: безразличие к работе, коллегам (даже если раньше с ними были отличные отношения), к педагогическому процессу в целом.
Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы. Возникают или обостряются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, сигаретами, переедание, игромания и другие.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и его преодоление
Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает.
Работодатель может понизить процент возникновения СЭВ у своих сотрудников, если обеспечит им возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
Профилактика профессионального выгорания педагогов зависит и от самих учителей. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания специалист должен научиться снимать стресс, морально и физически отдыхать от работы, отделять профессиональную жизнь от личной. Подойдут различные техники релаксации, прогулки и занятия спортом, дыхательная гимнастика, водные процедуры, чтение художественной литературы. Важно развивать в себе креативность, не пренебрегать планированием образовательной деятельности, чтобы реже сталкиваться со стрессом.
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_vygoranie_pedagoga.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание педагога – это нарастающее эмоциональное истощение. Оно выражается в психическом, эмоциональном и физическом утомлении, его проявления могут быть самыми разнообразными.
Чаще всего у специалистов с СЭВ отмечаются повышенная тревожность, постоянная усталость, раздражительность, напряженность, нарушение аппетита, сна, частые заболевания, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к деформации личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки СЭВ. Для диагностики профессионального выгорания педагогов можно использовать готовые опросники, например, тест В.В. Бойко.
Почему педагоги подвержены развитию СЭВ?
Когда у педагога появляется свободное время, он все равно не может полностью расслабиться. Современный учитель рискует столкнуться с осуждением, даже если просто разместит «неподходящее» фото на своей личной странице в соцсети. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной роли 24 часа в сутки. Такое напряжение может не сказываться на эмоциональном состоянии человека.
Какие факторы приводят к профессиональному выгоранию педагогов?
Факторы, из-за которых специалисты «перегорают», можно разделить на три большие группы:
- Личностные : реактивность, склонность к интраверсии, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, авторитарность и жесткость по отношению к другим, низкий уровень самооценки и самоуважения. Ряд исследований подтверждает, что выгоранию наиболее подвержены педагоги-трудоголики, которые решили посвятить жизнь карьере, постоянно работают без отдыха, закрывая глаза на свои личные интересы и потребности за пределами школы.
- Статусно-ролевые : ролевой конфликт или неопределенность (например, конфликт между профессиональной и семейной ролями), неудовлетворенность карьерным и личностным ростом (самоактуализацией), низкий социальный статус профессии, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отсутствие признания со стороны детей, родителей, коллег.
- Профессионально-организационные или корпоративные: отсутствие четкой организации и планирования образовательного процесса, монотонность работы, несоответствие между вложенными в карьеру ресурсами и профессиональным признанием, строгая регламентация времени работы, негативные или холодные отношения с коллегами и недостаточная поддержка с их стороны, конфликты, конкуренция, дефицит административной, профессиональной и социальной поддержки.
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-своему, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
- Социально-психологические : нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, вины, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее, ощущение «неправильности» всего происходящего.
- Физиологические : повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна (сонливость или бессонница), раздражительность, головные боли, беспричинные ухудшения зрения и слуха, резкие скачки веса, обострение хронических заболеваний.
- Профессиональные : безразличие к работе, коллегам (даже если раньше с ними были отличные отношения), к педагогическому процессу в целом.
Профессиональное выгорание приводит к возникновению внутреннего локуса контроля – педагогу кажется, что он несет ответственность за все происходящие вокруг события. Постепенно у специалиста меняется поведение – он начинает откладывать важные задачи. Ухудшаются результаты работы и отношения с коллегами, учениками, родными и друзьями. Отсюда чувство собственной бесполезности, вспышки гнева, нервные срывы. Возникают или обостряются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, сигаретами, переедание, игромания и другие.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и его преодоление
Заниматься предотвращением профессионального выгорания и устранением его последствий должны и сам педагог, и администрация учебного заведения, где он работает.
Работодатель может понизить процент возникновения СЭВ у своих сотрудников, если обеспечит им возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация может четко распределить обязанности, продумать должностные инструкции и организовать здоровые взаимоотношения педагогов. Важно создать благоприятные условия, обеспечить наличие современных справочных, учебных и методических материалов и пособий, техники, компьютеров и пр. Учебные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам по уровню освещенности, температуры и пр. Кроме того, у педагогов должна быть возможность поесть, отдохнуть во время перерыва.
Профилактика профессионального выгорания педагогов зависит и от самих учителей. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания специалист должен научиться снимать стресс, морально и физически отдыхать от работы, отделять профессиональную жизнь от личной. Подойдут различные техники релаксации, прогулки и занятия спортом, дыхательная гимнастика, водные процедуры, чтение художественной литературы. Важно развивать в себе креативность, не пренебрегать планированием образовательной деятельности, чтобы реже сталкиваться со стрессом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели данной консультации: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморе.
Цели:Познакомить педагогов с понятием «профессиональное выгорание», симптомами его проявления и причинами возникновения;Освоить методы профилактики синдрома «профессионального выгорания».
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают.
Тренинг для педагогов "Тренинг эмоциональной разгрузки".
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Читайте также: