Что позволено юпитеру не позволено быку смысл фразы
Обновлено: 22.11.2024
Выражение «что позволено Юпитеру, то не позволено быку» символизирует социальное неравенство, которое существовало во все времена на протяжении всей истории человечества, во всевозможных сферах человеческого общества. Это когда отдельному человеку в отличие от других делаются поблажки и все его поступки, которые находятся за гранью дозволенности с точки зрения морали и нравственности, принятых в обществе, а также противоправные действия сходят с рук и никакого наказания не следует.
Ни для кого не секрет, что такие ситуации возникают у талантливых и известных, богатых и наделенных властью людей, находящихся на высшей ступеньке социальной лестницы. Некоторые из них считают себя полубогами с правами на вседозволенность и безнаказанность. Поэтому за совершенные ими по той или иной причине не вполне этичные и законные действия они не понесут никакой ответственности.
Все проблемы решат влиятельные друзья, богатые родственники или поможет знаменитость, популярность и слава – эти факторы заметно помогут смягчить или вообще избежать заслуженного наказания.
Для обычных людей, которых большинство и которые в рассматриваемом выражении символизируют «быка», такое лояльное отношение недоступно, а значит и не позволительно то, что сходит с рук, так называемой элите общества, символизирующей «Юпитер».
Еще фраза «что позволено Юпитеру, то не позволено быку» хорошо подходит под ситуацию, когда начальник ставит на место зарвавшегося подчиненного или взрослые умничают перед маленькими детьми.
Происхождение фразеологизма «что позволено Юпитеру, то не позволено быку»
Из дошедших до нашего времени литературных источников первым, озвучившим мысль об отсутствии равенства и безнаказанности, считается комедиограф Древнего Рима Публий Теренций Афр.
«Одно и то же двое часто делают
А скажешь - можно этому, тому нельзя
Не дело разно, в делающих разница».
Публий Теренций Афр (185-159 гг. до н. э.), «Братья».
Подобные мысли не раз приходила на ум и другим мыслителям и философам разных эпох. Приведу лишь один пример:
«Какое значение имеет личность человека, совершившего какой-нибудь поступок! Одно и то же деяние превозносится до небес или погружается во мрак, смотря по тому, совершил ли его человек знаменитый или совершенно неизвестный».
Гай Плиний Цецилий Секунд (61—113 гг. до н.э.), «Письма».
Доподлинный автор выражения «что позволено Юпитеру, то не позволено быку» неизвестен, поэтому это выражение принято считать древнеримской пословицей, которая по-латыни звучит: «Quod licet Jovi, non licet bovi» - и переводится как: «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку».
Зато известно, что поводом для возникновения этого выражение послужил миф Древней Греции о похищении Европы.
Миф о похищении Европы
Речь пойдет о прекрасной дочери царя Финикии Агенора Европе, с которой ее три брата и отец сдували пылинки, всячески заботились и оберегали ее. Жизнь Европы протекала счастливо и беззаботно.
Однажды приснился принцессе престранный сон, в котором две женщины, держа ее за руки, пытались перетащить Европу на свою сторону. Одной из женщин была Азия, а другая представляла материк, который был разделен от Азии морем. Кончился сон поражением Азии, которую покинули силы, и она отпустила руки.
Сильный страх овладел проснувшуюся Европу и она стала молиться богам, уповая на их помощь, чтобы темные силы оставили ее в покое. Шло время, ничего ужасного не происходило, и прекрасная Европа стала потихоньку забывать о кошмарном сне.
Как-то раз Европа со своими подругами гуляла недалеко от берега моря на лугу, собирала цветы, наслаждалась пением птиц и шумом моря.
А в это время всемогущий бог грома и молний Зевс смотрел со своего жилища Олимпа за Финикией. Вдруг на берегу моря он увидел прелестную Европу, тотчас влюбился и возжелал ее. И решил Зевс хитростью заманить девушку и выкрасть ее. Для этого спустился он с небес и превратился в большого и прекрасного быка с шерстью с золотым отливом и серебряным пятном во лбу.
В таком виде и предстал Зевс перед девушками, водящими хоровод. Увидев быка, девушки нисколько его не испугались. Уж больно смиренный и добродушный вид у необычного быка. Подойдя к нему, они стали ласкать и гладить быка по его золотистой шерсти. Бык же улегся у ног подошедшей к нему Европы, как бы приглашая сесть на него верхом.
Смеясь, Европа взобралась на спину чудо-быка, и он тут же сорвался с места в сторону моря. Все произошло настолько быстро и неожиданно, что Европа, придя в себя, уже плыла на спине у быка по морю, стремительно удаляясь от берега. Ни одна капля не попадала на испуганную девушку. Ведь усмиряя волны, впереди быка с Европой на спине прокладывал им путь, поднявшийся из глубин сам верховный морской бог Посейдон.
Конечным пунктом назначения этого морского путешествия оказался остров Крит, где провел свое детство юный Зевс. Достигнув острова, Зевс превратился в прекрасного молодого человека и овладел Европой.
Европа так и осталась жить на острове. От Зевса у нее родились три сына: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. Затем Европа вышла замуж за бездетного царя Крита Астериона, который завещал свою власть усыновленным детям Европы.
В награду Зевс подарил Астериону бронзового витязя-охранника Талоса, который три раза в день обходил весь остров. Европа также не обошлась без подарка, получив пса Лелапа. Ни одно живое существо не могло убежать от него. Чтобы увековечить свою любовь, Зевс расположил на небосводе созвездие Тельца, прообразом которого стал бык, укравший Европу.
Этот древнегреческий миф и поспособствовал появлению древнеримской пословице «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Остался только единственный вопрос: «Каким образом в пословице присутствует Юпитер, а не Зевс». Просто в древнеримской мифологии Зевс отождествлялся с Юпитером.
Применение фразеологизма «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» в литературе
1)«- Что с Вами, дорогой Алексей Николаевич? Правда ли, что Вы хвораете? Что к лицу нам, нытикам и дохленьким литераторам, то уж совсем не подобает Вам, обладателю широких плеч».
А.П.Чехов (1860-1904 гг.), «Письмо Плещееву».
2)«- Люди во Франции, выдвигающие на этом основании обвинения против нас, очевидно, принадлежат к числу тех, кто говорит: Quod licet Jovi, non licet bovi. Дело французских социалистов, по-моему, и дело не слушком трудное, образумить этих людей».
Ф.Энгельс (1820-1895 гг.), «Письмо к Шарло Бонье».
3)«- Некоторые мои коллеги - не то наивные, не то близорукие, не то просто глупые - пытались идти по стопам Бовин, не понимая того, что было хорошо усвоено древними «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
М.Г.Стуруа (1928 г.), «Синдром Валентина Зорина».
Миф о похищении Европы в искусстве
Сюжет о похищении Европы был использован в работах известных мастеров искусства, таких как Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Г. Рени, Клод Лоррен, Ф. Буше, Г. Моро, В. А. Серов, Франческо Альбани, Джордано и др..
Читайте также: