Что означает выражение разводить антимонии
Обновлено: 04.11.2024
Во многие языки мира, в том числе, и в русский прочно вошли многие слова, связанные с алхимией. Все, наверно, слышали выражение «разводить антимонии», но не все задумывались, что же это за «антимонии» и что это слово означает. Есть несколько версий происхождения этого фразеологического выражения. По одной из них, оно появилось благодаря алхимическим трактатам.
Антимонием ( лат. antimonium) в Средние века называли сурьму, которую алхимики активно использовали в своей практике. Соединения сурьмы, руды, их содержащие, известны с глубокой древности. Например, минерал сурьмяной блеск использовали в косметических целях как краску для ресниц или карандаш для век. У этого минерала много названий, он известен также как стибнит или антимонит. Кроме того, соединения сурьмы использовались для изготовления лекарств, применяемых, в частности, при конъюнктивите и других инфекциях глаз. Антимониту, как и многим другим минералам, приписывают и магические свойства. Его считают камнем духовного развития, который обостряет интуицию и способствует духовному развитию, хотя есть и другие трактовки его чудесных свойств.
В истории алхимии сурьма (или антимоний) заняла важное место и стала широко применяться благодаря трактатам легендарного алхимика Василия Валентина (XIV–XV вв.), который написал ставший впоследствии знаменитым трактат «Триумфальная колесница антимония». Василий Валентин описывал лекарственные средства, которые предлагал получать на основе антимония. Он давал не только практические рекомендации, но и излагал философское обоснование целебных свойств сурьмы. Он писал: «Травы и растения содержат в себе изначально дух здоровья, иначе они не могут использоваться для изготовления лекарств. Подобно и металлы, и минералы содержат и проводят этот непостижимый дух <. >. Итак, пойми, что в Антимонии, или Сурьме также правит дух, который все, что в нем есть и из него исходит, может привести с собой и должен выполнить, но все же невидимым образом».
Известно, что сурьма и ее соединения токсичны. Именно с этим свойством антимония и связывают, по одной из версий, происхождение его названия. Об этом можно прочитать в одной из статей на канале «Тайны алхимии».
Василий Валентин призывал к осторожности в приготовлении лекарств из антимония, который, как он указывал, нужно было получать особым образом. Он указывал, что Дух Уксуса соединяет и делает полностью устойчивым любое лекарство, «чтобы оно могло «изгнать фиксированные болезни». Далее он сообщает, как можно сделать антимоний не опасным для здоровья: «Итак теперь нужно приготовить Антимоний, еще содержащий в себе свой собственный Уксус, чтобы полностью лишить его собственного яда».
Волк - аллегорическое изображения антимония. В зубах он держит соответствующий знак. Из трактата И. И. Бехера "Mineralogia", (Ульм, 1662). Волк - аллегорическое изображения антимония. В зубах он держит соответствующий знак. Из трактата И. И. Бехера "Mineralogia", (Ульм, 1662).На трактатах Василия Валентина алхимический триумф антимония не заканчивается. Множество алхимиков более поздних времен в своих трактатах обращали на него самое пристальное внимание – как с практически-лабораторной, так и с философской точек зрения. Например, активно занимавшийся алхимией знаменитый Исаак Ньютон в одной из своих алхимических рукописей утверждал: что для подлинного алхимического делания следует использовать только два исходных вещества: «Есть не более, чем два исходных начала: Свинец и Антимоний».
В алхимических трактатах часто использовались специальные символы и аллегорические изображения. В такого рода иллюстрациях антимонит символизировало изображение серого волка, его называли «Волком металлов» (лат. Lupus metallorum).
Кроме того было немало специальных знаков, которые использовались в тексте. Г. Гессманн в своем справочнике «Тайные символы алхимии, фармацевтики и астрологии средних веков» приводит 30 знаков для обозначения антимония, еще 26 относились к корольку антимония (металлоид антимония), а также еще четырьмя обозначался антимоний медицинский. Можно привести два наиболее распространенных:
Но вернемся к выражению «разводить антимонии». Есть два алхимических объяснения этого выражения: в соответствии с первым, алхимики долго и нудно, а главное, безрезультатно спорили о применении лекарств на основе антимония. То, что они делали, и стало называться «разводить антимонии». Другое же объяснение связано с трудностью работы с соединениями сурьмы. Гомеопаты долго и усердно их разводили (т. е. растворяли), чем и стали называть долгий, продолжительный и не очень эффективный процесс, сводящийся к пустым разговорам. Так это было или нет, но такие легенды сами по себе интересны.
Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.
Читайте также: