Что означает выражение бытовое функциональное превосходство левой руки
Обновлено: 04.11.2024
Дело в том, что левшество - это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.
Разберёмся в понятиях:
Леворукость – это признак, указывающий на то, что ребёнок пишет левой рукой.
Левшество – распространённое как левша. Это – не просто владение левой рукой это отражение межполушарной асимметрии, то есть предпочтение работы или развитие правого полушария.
У КАЖДОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА СВОЯ РОЛЬ.
Причины особенностей левшей и правшей заключаются в том, что правое и левое полушарие мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера Правое полушарие
1. Абстрактное мышление
2. Образная память
5. Ритм, восприятие музыки
7. Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера
Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее чёткая специализация в работе полушарий головного мозга. Правое полушарие у левшей является доминирующим.
Причины леворукости до конца не выяснены,но есть предположения:
1.Влияние внешней среды:
• вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
• ненасильственное переучивание (праворукий ребёнок подражает леворуким родителям)
2. Патологическая леворукость
• родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
• зеркальное положение у близнецов
3. Наследственный фактор
Выделяют три вида леворукости:
1. Генетически закреплённая леворукость – половина всех леворуких – неотягощённая леворукость.
2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжёлых заболеваниях раннего детства.
3. Вынужденная леворукость – серьёзная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности.
ЭТИ ОСОБЕННОСТИ БУДУТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ:
в формировании высших психических функций
в деятельности ребёнка
в приспособлении к различным условиям внешней среды:
• трудности в адаптации в новой обстановке
• повышенная эмоциональность и впечатлительность
• высокий уровень тревожности
• неуверенность в себе
• хорошее понимание социальных нормативов
• ориентированность на общение
Некоторые учёные утверждают, что до 5 лет у ребёнка наблюдаются периоды право-леворукости:
с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
с 2 до 5 лет – равноценность рук
с 5 лет – стойкое предпочтение
А КАК БЫТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОДИНАКОВО ХОРОШО ВЛАДЕЕТ И ПРАВОЙ, И ЛЕВОЙ РУКОЙ?
У детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Это происходит из-за пренатальной или перинатальной недостаточности стволовых образований мозга. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.
Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать.Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».
Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборе руки для письма.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕУЧЕННЫХ ЛЕВШЕЙ:
Леворукость – достоинство ребёнка, его уникальность и неповторимость. Дело не в руке, а в организации мозга.
возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
ребёнку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий
намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
конфликт между возможностями ребёнка и требованиями к нему
для леворукого ребёнка жёсткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным
страх перед деятельностью, переживания
астенический синдром на фоне стресса
использование символических ритуалов
10 СОВЕТОВ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА
Дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие ВПФ, а также на коррекцию эмоционально-волевой и личностной сфер.
1. Взрослые не должны никогда показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4 – 4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово; каждый элемент должен выполняться осознанно.
8. Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т. к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта.При работе в тетрадях особое внимание уделяйте направлению: слева – направо. Ручку при письме он должен держать выше, чем праворукий, на расстоянии 4 см от кончика ручки. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребёнок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. Существуют специальные прописи для леворуких детей.
Отличия от обычных прописей:
весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
начало и конец строки помечаются специальным значком
направление письма показано стрелкой
прямое без наклона написание букв
написание букв с отрывом линии
написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
печатная буква пишется сверху на середине листа
таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
последовательность этапов работы над буквой:
обведи букву по точкам
напиши элементы буквы
напиши букву самостоятельно
обведи слоги, слова
напиши слоги, слова самостоятельно
зачеркни неверно написанные буквы
ребусы и игровые задания
9. На занятиях леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребёнок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещённость. Помните, свет при работе должен падать справа.
10. Парта ребёнка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.
11. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
12. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.
главное понять: от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша
1. Почти всё внимание ребёнка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву.
2.Значительная часть леворуких детей имеет:
недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также
недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.
3.Эти трудности сказываются при изучении букв:
Леворукий ребёнок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать.
Он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку.
Может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ.
Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию.
1. При обучении письму, особенно в букварный период,необходимо учитывать:
трудности зрительно-пространственной ориентировки,
недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв.
2. Для того чтобы снять эти трудности,необходима специальная тренировка:
3.Для этого можно использовать комплекс упражнений:
копирование различных фигур и их сочетаний,
воспроизведение их по памяти,
различение фигур среди других.
4.Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий:
сравни фигуры с моделью;
зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур;
поставь точку посередине сверху над квадратом;
поставь точку посередине снизу под квадратом;
поставь точку справа посередине;
поставь точку слева посередине.
а. Если все выполнено правильно,усложняем задание:
соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
соедини точки справа и слева прямой линией.
б. Если всё правильно, тогда просим ребёнка соединить точки так, чтобы получились треугольники.
А теперь попробуем посчитать:
сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);
сколько получилось квадратов.
Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.
поставь точки: в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в середине верхней стороны, в середине нижней стороны;
соедини эти точки прямыми линиями;
посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников;
заштрихуй их разным цветом.
г. «Все получилось? Очень хорошо.А теперь:
обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.
В результате должны получиться вот такие рисунки»
посчитай, сколько теперь у нас прямоугольников и треугольников.
Заштрихуй их разным цветом».
Выполняя эти задания,мы добиваемся сразу нескольких целей:
ребёнок учится целенаправленно работать,
тренирует зрительное восприятие,
тренирует руку (штриховка,
вспоминает геометрические фигуры,
закрепляет понятия «верх», «низ», «справа», «слева» и т. д.
5. При обучении письму леворукого ребёнка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия,особое внимание следует уделить:
вербальному (словесному) описанию движения,
а также уточнению действий, по ходу их выполнения,
точки начала движения и
6. Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником.
Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.
7.Нужно обратить внимание на последовательность обучения:
7.1.Сначала учитель объясняет:
как выполняются действия (написание буквы,
из каких элементов буква складывается,
как элементы связаны между собой,
где начинается движение,
какова его траектория.
а.Объяснение должно подкрепляться:
выполнением элементов на доске.
В этом случае учитель должен повернуться к ребёнку спиной, а руку вынести вправо, чтобы написанное было видно из-за головы.
б. Следует помнить, что способ написания на доске существенно отличается от способа написания ручкой в тетради.
Поэтому эффективнее показывать движения при письме фломастером, дающим чёткий и достаточно различимый штрих на разлинованном листе ватмана;
7.2. На следующем этапе не следует ещё давать ребёнку самостоятельно выполнять действие.
а. Сначала попросите его «поруководить»вашими движениями: «Начинай здесь, веди сюда, поворачивай. заканчивай.».
По данным психологов, ребёнок, не отягощённый собственными действиями, неумением, неловкостью, лучше фиксирует свое внимание на составляющих движения (здесь важно всё: как держится ручка, как лежит рука, как она передвигается по строке, удерживается ли правильная поза и только потом – как выполняется буква);
7.3. Самостоятельное выполнение действия должно идти под контролем и при подсказке учителя, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребёнок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими.
Сначала он будет делать это вслух, но
по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.
8. На выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент - анализ сделанного.
9. Необходим и анализ того, как выполнялось действие.
Это достаточно просто осуществить, если есть видеомагнитофон.
Если ребёнок может объективно оценить что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно,
если нет, все следует начать сначала.
10.Важным элементом анализа буквы должно быть:
а. определение траектории движения,
б. точки начала движения.
11. При изучении каждого элемента,каждой буквы:
11.1 НЕЛЬЗЯ заставлять ребёнка:
искать траекторию движения,
11.2 НЕЛЬЗЯ действовать по инструкции «делай, как я», по принципу механического копирования.
а. не только объяснить, «где начинать, куда вести, где закончить», но и
б. повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребёнок смог сам себе продиктовать,что делать:
обозначить точки начала движения (опорные точки, разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква,
выделить каждый элемент,
определить точку начала движения и
12.По мере изучения каждой буквы МОЖНО:
сделать карточки для каждой буквы - заглавной и строчной, и
положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и
сделать своего рода таблицу «Как писать буквы».
Такая таблица должна быть всё время перед глазами
Прикреплённые файлы:
levorukii-rebyonok-4_5okds.pptx | 6399,4 Кб |
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и хорошем совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект ООД в области социально-коммуникативное развитие на тему: «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» Цель: содействовать нравственному.
Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.
Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.
Сценарий развлечения ко Дню Защиты Детей «Что такое хорошо и что такое плохо?» В солнечную,теплую погоду развлечение проводится на участке детского сада. Кругом развешаны воздушные шары,играет детская музыка. Воспитатель.
Читайте также: