Что означает фраза среда третий педагог

Обновлено: 21.11.2024

Эффективная образовательная среда предполагает полноценное обучающее, развивающее и воспитательное взаимодействие обеих сторон образовательного процесса — педагогов и учащихся. Такое полноценное, полнокровное, результативное взаимодействие есть необходимое условие достижения главной, да, по сути, и единственной цели образования подрастающего поколения — социализация личности, которая заключает в себя задачи развития мышления и когнитивных способностей, формирование человека и гражданина, подготовка к плодотворной профессиональной, общественной и личностной жизнедеятельности.

Конечно, первостепенное значение в формировании плодотворной образовательной среды имеют личные и профессиональные качества педагогов, их (если пользоваться несколько устаревшим, но, тем не менее, верным выражением) моральный облик, их (да позволено будет так выразиться) «детскоцентризм», полнота эмпатии, вчувствования, вживания в мир детей, в сферу детских переживаний и интересов.

Здесь я веду речь о том, что педагог есть психолог par excellence, психолог не по теоретической части, а по чисто практической, психолог-практик, чьей задачей — и миссией — является задача понять ребёнка, «снизойти» до него (или «взойти» к нему), постараться — хотя бы ненадолго — подумать умом ребёнка, пожить детским разумом и именно с этой детской точки зрения, с этого детского отправного пункта разумения (которое может быть и недоразумением и странным, ч у дным разумением — с нашей взрослой точки зрения) вести, повести его по дороге познания и взросления. «Научишься шагом, а после — хоть в бег. ». Воистину мы — педагоги в изначальном смысле слова: мы ведём, вводим детей в жизнь.

Но кроме того, что педагоги формируют образовательную среду, сама среда формирует педагога. Ведь учитель (будь то молодой специалист, которому, конечно, труднее, или же опытный педагог, осваивающийся на новом месте или осваивающий новые профессиональные требования) приходит не в стерильную среду и начинает не с чистого листа — за ним стоит, во-первых его личный и профессиональный опыт, а во-вторых, эта самая среда, в которую он вливается, начинает мощно на него воздействовать — каждодневное многочасовое интенсивное общение прежде всего с детьми, далее — с коллегами, с администрацией. Не зря считается, что смена места работы является большим психическим стрессом для человека: новые люди, новое место, новые требования, ко всему надо привыкать, приспосабливаться. А для учителя это особенно верно, ведь его профессия — тем более, по определению, психологически уязвимая.

Общение с разновозрастными детьми, человеческими существами с неустойчивой, нестабильной психической системой, есть тяжёлый душевный труд, и сохранить душевный и духовный стержень в процессе такого общения, не сломаться, а, наоборот, закалиться и утвердиться в своём профессиональном самоопределении — это присуще только настоящему учителю, учителю не по профессии, а по призванию, учителю, взявшему на себя заботу созидания личности ребёнка, заботу сопровождения человека из детскости во взрослость. И то, как встретит учителя окружение, в которое он попадает, непосредственно и кардинальным образом повлияет на его личностное и профессиональное самочувствие и самооценку. Благоприятная образовательная среда есть как бы насыщенный живительным кислородом воздух, дающий педагогу возможность дышать полной грудью. Такая среда подстёгивает педагога в его профессиональном росте, стимулирует его на повышение уровня своей компетенции, своего педагогического мастерства.

Конечно, можно очень много сказать об организационном обеспечении образовательной среды, о так называемой логистике образовательного учреждения: помещения, оборудование, рекреации, а сегодня — повсеместная информатизация и интернетизация школы. Этот аспект создания полноценной и эффективной в своих функциях образовательной среды очень значим, и без него невозможно надлежащая реализация данных функций — функций результативного и полноценного обучения и воспитания.

Но главный, сущностный аспект полноценной и плодотворной образовательной среды есть, по моему глубокому убеждению, комфортный психологический климат образовательного учреждения, комфортный для всех сторон образовательного процесса — учащихся, учителей, родителей (важная и незаменимая сторона и участник образовательного и воспитательного процесса). Безусловно, эта комфортность важна в первую очередь для ребёнка с его изначально уязвимой психикой и изначальным психовозрастным «неравноправием». Всё-таки во всяком обществе ребёнок младше взрослого — и по возрасту и по умственному развитию, и подчиняется авторитету взрослого — это является основой социального порядка и социальной преемственности: «Яйца курицу не учат» - затасканно-старо и иронично-грубовато, но верно. Ребёнок учится, а взрослый учит потому, что ребёнок ещё не знает, а взрослый знает — так и идёт испокон веков социальная традиция. Но сделать эту традицию не тягостной и проклинаемой детьми обязанностью ученика, а сделать учёбу в охотку и в радость — это и есть (сложнейшая) задача педагогов в школе, это и есть задача создания комфортной образовательной среды.

Но ведь комфортная среда для школьников будет таковой и для учителей. Какому учителю не мечтаются доброжелательные, мотивированные, заинтересованные, понимающие, дисциплинированные ученики! «Как бы я развернулся, — думает учитель, — в такой благословенной атмосфере! Как бы плодотворно и интересно проходили все мои уроки, сколько бы мы прошли всего интересного и важного, как бы выросли дети и сколь много бы они узнали и усвоили!».

Но ведь такая атмосфера, о которой мечтает учитель, им же и создаётся. Им и его коллегами — каждодневно, на каждом уроке, на каждой минуте урока, на перемене, в каждом слове, сказанном ученику, и вообще сказанном учителем, в каждом взгляде учителя и каждом его жесте на уроке, на перемене, вообще — в школе. Ведь учитель — это едва ли не самая публичная профессия, он всегда — на людях, более того, он всегда на виду у самых внимательных и придирчивых и памятливых на разные мелочи (а они в наших глазах мелочи, а не в глазах детей) людей — на виду у маленьких людей, у детей. Этот факт постоянной публичности является мощнейшим фактором, влияющим на самооценку и поведение учителя.

Учителю нужно быть всегда в форме, всегда на уровне нравственно-личностных и профессиональных требований. Внешний вид, доброжелательность, улыбка, слово поддержки — всё имеет значение. Мы создаём среду, а она нас подгоняет под себя. Мы её меняем, а она нас трансформирует. В образовательном пространстве очень важно взаимопонимание учителя и ученика, их ментальное и, по возможности, духовно-душевное взаимопроникновение. Там, где ребёнку удобно и интересно, там его личность и разум и будут развиваться наиболее продуктивно. Ведь развивающее обучение, в сущности, это личностно-ориентированное обучение, это развитие всех его духовных способностей, как нравственных, так и когнитивных.

Древнегреческий идеал пайдейи (обучения), состоящий в гармоничном единении истины (ум), добра (этика) и красоты (физическое и духовное совершенство) действителен, по моему мнению, и для современной школы. Это и понятно и объяснимо: меняются концепции и методы обучения и технические средства, а роль школы в обществе и цель школы остаются неизменными — формирование, образование человека. Теми же остаются и протагонисты образовательного процесса — учащиеся и учителя, создающие ту школу, в которой они желают и стремятся обучать и обучаться, работать и учиться, сосуществовать и взаимообогащаться.

В заключение — несколько снизим пафос. Есть хороший анекдот — на мой взгляд, именно по теме.

Умирает старый учитель. На том свете попадает в ад. Бог вызывает святого Петра и выговаривает ему:

- Учитель попал в ад — непорядок. Все учителя идут сразу в рай. Ступай, разыщи учителя, извинись и переведи в рай.

Святой Пётр спускается в ад, разыскивает учителя и говорит ему:

- Извините, дорогой учитель, произошла путаница в небесной канцелярии, вы попали по ошибке в ад, а все учителя по определению идут сразу в рай.

Читайте также: