Человека забыли вишневый сад смысл фразы
Обновлено: 22.12.2024
Открывается пьеса символичной ремаркой - описанием декорации: " Комната, которая до сих пор называется детскою". Позже мы еще поговорим, как много детского в хозяевах имения и вишневого сада. И как все их любят и лелеют, как малых детей.
В первом действии пьесы подчеркивается, что у встречающих есть ностальгия о хозяйке, любовь к ней. Ее образ у всех ожидающих связаны с самыми прекрасными воспоминаниями детства.
Итак, друзья и близкие встречают отсутствовавших несколько лет помещицу Раневскую, еще молодую и привлекательную женщину, с ее взрослой дочерью Аней.
Купец Лопахин, бывший крепостной Раневской, младше ее на 5 лет, вспоминает, как она была добра и очаровательна. Увидев ее теперь, он практически признается ей в любви:
Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную.
Что же такое "все" он "забыл"? Забыл горечь своего униженного детства, и словно забыл о разнице сословий, поскольку он из бывших крепостных Раневской. Но сама Любовь Андреевна об этой разнице забыть не может.
На самом деле, может быть, "сделала" она не так много - просто пожалела, когда отец ударил юного Лопахина. Но тот благодарен с тех пор до глубины души и влюблен в ее чуткую, сострадательную натуру.
Однако Любовь Андреевна даже ничего не отвечает ему, она вся в своих переживаниях от приезда:
Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.Образ Раневской из фильма "Сад" (2008). Сам фильм довольно странный, но вот картинки там красивые. Образ Раневской из фильма "Сад" (2008). Сам фильм довольно странный, но вот картинки там красивые.
На протяжении всей пьесы это будет характерный элемент содержания - герои не слышат друг друга , в основном все слышат лишь самих себя.
Лопахин, видя равнодушие к нему Любови Андреевны, выдает оксюморонную реплику, которая мстительно напоминает о проблеме помещицы:
Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) (…) Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги (…).
В сопоставлении этих двух противоречащих друг другу фраз Лопахина - один из примеров черного юмора пьесы .
Проблема времени: конфликт прошлого и настоящего. Или что общего с романом "Унесенные ветром"
Лопахину чужды лишние раздумья, ему присуща решительность и он понимает, что в критической ситуации нужно отбросить сантименты и действовать. Он пытается спасти Любовь Андреевну:
. но вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.Образ Лопахина Образ Лопахина
Лопахин, конечно, предлагает довольно выгодное решение проблемы, но для Раневской и Гаева оно звучит кощунственно.
Можно сопоставить историческую ситуацию в России, описанную в пьесе, с похожей, которая происходила в Америке после отмены рабовладения в 1865 году, и вспомнить роман "Унесенные ветром".
В этом романе М.Митчелл предприимчивая Скарлетт выделилась из своей среды , в то время как беспомощные и бездеятельные бывшие рабовладельцы Юга продолжали страдать и терять все, что имели ранее.
Тогда мы можем заметить, что у Чехова аналог Скарлетт - это Лопахин. Он точно так же разбогател благодаря предпринимательской жилке, но безнадежно влюблен в человека из другого круга, стоящего интеллектуально намного выше его.
Также и предприимчивая Скарлетт, человек-новатор и достигатор, человек-хищный зверь, была влюблена в интеллигентного, непонятного для нее, утонченного Эшли, человека "из другого теста", который так и остался всей душой и всеми ценностями в невозвратно ушедшем прошлом.
Скарлетт, конечно, не принадлежала к зависимому сословию, но четкая грань между ее приземленной натурой и более аристократической семьей Эшли четко прослеживается.
Раневская - тоже, как и Эшли, хороший, чуткий, но слабый и безынициативный человек, человек прошлого, а Лопахин - человек настоящего, делец нового времени.
Лопахин предлагает идею в общем-то прекрасного и настоящего, и будущего, в котором трудятся деятельные люди, облагораживая землю:
До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чаи пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…
Но ни Раевская, ни ее брат Гаев не готовы способствовать этому новому, поскольку не воспитаны на идеях труда, земли, практических дел:
Гаев (возмущаясь) . Какая чепуха!
Герои с самого начала пьесы часто смотрят на часы – даже горничная Дуняша, ожидая приезда Раневской. Или Лопахин, делая свое предложение о разделе имения на участки.
Да вообще все герои смотрят в пьесе на часы . Этой символической деталью выдается тревога героев о времени. Само время их тревожит, которое бежит и не ждет никого, меняя все вокруг и требуя от людей приспосабливаться быстро. А многие на это не способны.
Читайте также: