Бой на калиновом мосту устойчивые выражения

Обновлено: 04.11.2024

(От слов: «Вот ночь настала…» и до слов: «Сидит Ванюшка, помалкивает»).

Вопросы и задания.

1). Оправдал Иван-царевич свою первоначальную роль главного предводителя защитников моста?

2). Кто оказался настоящим защитником Калинова моста?

3). А как народ-сказочник относится во своим героям? Найдите в тексте доказательные слова.

4). Перечитайте описание Чуда-Юда и битвы Ивана — крестьянского сына с ним?

Какие сказочные художественные средства употреблены в этих картинах? Есть ли здесь гипербола (преувеличение)?

5). Объясните значение слов. Встретившихся здесь под «звездочкой» (*):

Часть. «Попович в карауле».

(От слов: «На другую ночь…» и до слов: «Вам бы дома на печи лежать»).

Вопросы и задания.

1). Чем эта часть похожа на предыдущую и чем отличается?

2). В учебнике нарисована иллюстрация к 4-й части. А к этой части вы нарисовали бы ее так же или по-другому? Опишите ее. Найдите в тексте художественные детали, которые помогут вам нарисовать новую иллюстрацию.

Часть. «Последний бой».

(От слов: «На третью ночь…» и до конца сказки)

Вопросы и задания.

1). С какой просьбой обратился Ванюшка к своим братьям?

2). Выполнили его просьбу братья? С какого раза они пришло на помощь?

3). Найдите описание боя. Какими сказочными приемами автор сказки усиливает картину боя. Найдите их в тексте.

4). Обратите внимание, как заканчивается сказка? Чем можно объяснить эти не сказочную концовку?

Домашнее задание: подготовиться к характеристике главных героев, отметить карандашом в тексте мести, рассказывающие о братьях и их поступках.

1. Главной на данном уроке является работа над сравнительной характеристикой героев, без которой представление учащихся о главных нравственных ценностях человека будет неполным. Поскольку с таки видом работы, как составление характеристик, ребята знакомы уже со 2-го класса, для третьеклассников она не составит особой трудности.

Дома дети выполняли подготовительную работу: отмечали карандашом в учебнике места, в которых ведется рассказ о братьях и их поступках.

В классе можно организовать работу в 3-х группах: каждая составляет коллективную характеристику одного из братьев, после чего проводится обобщение групповой работы.

В качестве наглядного пособия необходимо использовать «Словарь характеристик», знакомый ребятам со 2-го класса. Словарь поможет учащимся составить более точные характеристики сказочных героев.

Для сравнения характеристики братьев необходимо использовать начерченную на доске таблицу, в которую по ходу обсуждения будут вписываться характерные черты героев. Таблица поможет детям сделать общий вывод из наблюдений. Важным моментом в этой работе должна быть ссылка на текст в определении того или иного качества героя.

В результате работы на доске появится запись:

Иван-царевич Иван-попович Иван — крестьянский сын
Сильный (смог пошевелить рукой громадный камень) Смелый (решился вести братьев на защиту Калинова моста) Недобросовестный, безответственный (уснул в карауле, спит даже тогда, когда Иван — крестьянский сын вышел на бой с чудовищем) Главным является только на словах, а не на деле. Сильный (смог одной рукой поднять на палец громадный камень) Смелый (идет вместе с братьями на защиту Калинова моста) Недобросовестный, безответственный (спит в дозоре и даже в самый ответственный момент боя Ванюшки со Змеем Горынычем) Не является главным защитником Калинова моста. Сильный (сдвинул камень и покатил его по саду) Смелый (вслед за старшими братьями идет на защиту Калинова моста) Осторожный, бдительный, верный долгу, чувству товарищества (не может спать, когда братья уходят в караул) Храбрый (вступает в сражение с сильным врагом) Скромный (не хвалится победой над шестиглавым змеем в первую ночь) Откровенный, искренний (не боится указать братьям из высших сословий на их негативные черты) Является главным победителем вражьей силы.

После заполнения таблицы учащиеся увидят, что лучшие нравственные ценности присущи только одному герою: Ивану — крестьянскому сыну.

Учитель задает вопрос:

«А почему братья, родившиеся от одного и того же золотого ерша, оказались такими разными?»

В ответах учащихся необходимо выделить такую важную мысль, что братья жили и воспитывались в разных условиях: царевич и попович в роскоши, достатке, в окружении прислуги, Ванюша — в семье бедной чернавки, в труде с малых лет добывал средства для жизни, — отсюда и сила у него недюжинная, и отношение к долгу, и скромность, и чувство товарищества, взаимовыручки.

Очень уместным в обобщающей беседе будет вопрос учителя:

«Смог бы Иван — крестьянский сын победить Чудо-Юдо двенадцатиглавого Змея без помощи братьев»?

Учитель просит детей не делать скоропалительных выводов, а внимательно вчитаться в конечные слова сказки.

Работа вокруг этого вопроса будет важной для того, чтобы поняли, что сила все же — в коллективе, а не в одиночных действиях: братья хотя и проспали первые этапы боя, но под конец услышали сигнал о помощи, прибежали, стали «бить-колотить» и вместе победили сильного Змея.

А прочитав заключительную строку, ребята должны понять, что автор сказки говорит о победе во множественном числе:

«Отстояли Калинов мост».

2. Заключительная беседа.

Учитель. Какова главная мысль сказки? Для чего народ ее сочинил?

— Главная мысль — защита родной земли от врагов.

— Народ хотел сказать, что защита Родины — священный долг каждого человека и относиться к нему надо добросовестно.

— Сила — в коллективных действиях, во взаимовыручке, товариществе и взаимопомощи.

— Трудолюбие воспитывает в человеке лучшие нравственные ценности, а безделье, наоборот, разрушает их.

Учитель. Совершенно верно, читая сказку, мы поняли, какие качества человека народ ценит, а какие отвергает.

Эта сказка сочинялась в древности. А сегодня нужна она? Как вы думаете?

— Думаю, что да! Время меняется, но проблемы в жизни людей могут повторяться, например, войны, трудные чрезвычайные ситуации, в которых человек не должен теряться.

— И нравственные ценности человека остаются прежними. Люди должны знать, что хорошо, что плохо и учиться на примере сказки.

На дом можно ребятам предложить обратить внимание на язык сказки, на речь героев, выписать эмоциональные красочные выражения, делающие сказку богатой, яркой, запоминающейся.

Уроки 19-20.

Тема уроков. Бытовые сказки.

Материал для чтения.

«Дочь – семилетка» (Русская народная сказка).

Цель уроков. Формирование представления учащихся о своеобразии бытовых сказок в процессе их изучения.

Оборудование уроков.

Таблицы на листе ватмана:

«Основы построения волшебных сказок».

I. Проверка домашнего задания.

1. Обобщение работы над языковыми особенностями сказки «Бой на Калиновом мосту».

Учитель. - Читая сказку, вы обращали внимание на то, что изложена она богатым, хотя и простым языком.

Мы уже говорили, что язык сказки особенный, в ней много картин, художественных деталей, слов и выражений, которых нет в рассказах.

Дома вы находили такие образные языковые средства, которые ярко, четко помогли вам представить сказочные картины, описанные в данном произведении.

Сейчас мы выполним ряд заданий.

Задание 1.

Учитель.- Давайте вспомним, как называются в литературе художественные определения, которые характеризуют признаки предметов?

Ученик. - Эпитеты.

Учитель.-А есть они в этой сказке? Найдите?

Учитель. - А эти художественные определения встречаются только в этой, или они есть и в других народных сказках?

Дети. - Да, есть и в других сказках.

- А я встречал и во многих других народных сказках.

Учитель. – Такие художественные средства, которые постоянно употребляются в устном поэтическом творчестве, как бы переходят их одного произведения в другое, называется постоянными эпитетами.

Давайте сейчас поиграем:

Я буду называть предмет из сказок, а вы вспоминайте к нему постоянный эпитет:

Земля – (сыра) и т.д.

Задание 2.

Учитель.Многие сказочные выражения перешли в устойчивые высказывания в обыденной народной речи, а иные – в пословицы и поговорки.

Попробуем найти их в речи и объяснить смысл

(Ребята находят:

«… расти не по дням, а по часам»;

«… за семью замками, за семью печатями»;

«… мимо и муха не пролетит»;

«не поймав ясного сокола, рано перья щипать»;

«… народился да и на войну сгодился».

Задание 3.

Учитель.А есть ли в этой сказке сравнения? Для чего их народ употребил в сказке?

(Дети выбирают примеры сравнений:

«Как хорошее тесто на дрожжах поднимается, так они вверх тянутся»;

«… три головы, как кочны, снес …»;

«… спит-храпит, как лес шумит».

Ребята отвечают, что сравнения помогают представить картины ярче, образнее.

Задание 4.

Учитель. Можно ли в сказке найти народный юмор? По отношению к каким негативным явлениям он употребляется?

(Ребята отмечают его в следующих выражениях:

«… Змей глаза протирал, брови прочищал …»;

«Эх вы, сони непробудные, разве вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!».

Задание 5.

Чтобы учащиеся отметили плавность и певучесть сказочной речи, учитель обращает внимание на то, что, хотя текст записан прозой, он легко запоминается, и если внимательно в него вслушаться, можно найти рифму.

Учитель просит найти ее в сказке, и ребята читают:

«Взялся за него Иван-попович – на палец поднял

Ухватился Иван - крестьянский сын … деревья в саду поломал»;

«Тут подъехали они ко дворцу, ко тесовому крыльцу»;

«А Ванюшке в избушке не спится, не лежится, седло под головой вертится»;

«Иван-Царевич спит-храпит, как лес шумит»;

«Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались»;

«Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся»;

«Дыхнул на Русь огнем, - на три версты все поджег кругом»;

«… с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит» и т.д.

Учитель. - Таким образом, ребята, вы сами убедились в том, что сказка – это удивительное творение человечества. Она создавалась веками – от глубокой древности и до наших дней отрабатывалась и отшлифовывалась.

Шло время, передаваясь из уст в уста сказки конечно изменялись, но все лучшее, яркое и неповторимое постепенно откладывалось и устоялось, сохранилось до нашего времени.

Читайте также: