Бой на калиновом мосту устойчивые выражения
Обновлено: 22.12.2024
(От слов: «Вот ночь настала…» и до слов: «Сидит Ванюшка, помалкивает»).
Вопросы и задания.
1). Оправдал Иван-царевич свою первоначальную роль главного предводителя защитников моста?
2). Кто оказался настоящим защитником Калинова моста?
3). А как народ-сказочник относится во своим героям? Найдите в тексте доказательные слова.
4). Перечитайте описание Чуда-Юда и битвы Ивана — крестьянского сына с ним?
Какие сказочные художественные средства употреблены в этих картинах? Есть ли здесь гипербола (преувеличение)?
5). Объясните значение слов. Встретившихся здесь под «звездочкой» (*):
Часть. «Попович в карауле».
(От слов: «На другую ночь…» и до слов: «Вам бы дома на печи лежать»).
Вопросы и задания.
1). Чем эта часть похожа на предыдущую и чем отличается?
2). В учебнике нарисована иллюстрация к 4-й части. А к этой части вы нарисовали бы ее так же или по-другому? Опишите ее. Найдите в тексте художественные детали, которые помогут вам нарисовать новую иллюстрацию.
Часть. «Последний бой».
(От слов: «На третью ночь…» и до конца сказки)
Вопросы и задания.
1). С какой просьбой обратился Ванюшка к своим братьям?
2). Выполнили его просьбу братья? С какого раза они пришло на помощь?
3). Найдите описание боя. Какими сказочными приемами автор сказки усиливает картину боя. Найдите их в тексте.
4). Обратите внимание, как заканчивается сказка? Чем можно объяснить эти не сказочную концовку?
Домашнее задание: подготовиться к характеристике главных героев, отметить карандашом в тексте мести, рассказывающие о братьях и их поступках.
1. Главной на данном уроке является работа над сравнительной характеристикой героев, без которой представление учащихся о главных нравственных ценностях человека будет неполным. Поскольку с таки видом работы, как составление характеристик, ребята знакомы уже со 2-го класса, для третьеклассников она не составит особой трудности.
Дома дети выполняли подготовительную работу: отмечали карандашом в учебнике места, в которых ведется рассказ о братьях и их поступках.
В классе можно организовать работу в 3-х группах: каждая составляет коллективную характеристику одного из братьев, после чего проводится обобщение групповой работы.
В качестве наглядного пособия необходимо использовать «Словарь характеристик», знакомый ребятам со 2-го класса. Словарь поможет учащимся составить более точные характеристики сказочных героев.
Для сравнения характеристики братьев необходимо использовать начерченную на доске таблицу, в которую по ходу обсуждения будут вписываться характерные черты героев. Таблица поможет детям сделать общий вывод из наблюдений. Важным моментом в этой работе должна быть ссылка на текст в определении того или иного качества героя.
В результате работы на доске появится запись:
Иван-царевич | Иван-попович | Иван — крестьянский сын |
Сильный (смог пошевелить рукой громадный камень) Смелый (решился вести братьев на защиту Калинова моста) Недобросовестный, безответственный (уснул в карауле, спит даже тогда, когда Иван — крестьянский сын вышел на бой с чудовищем) Главным является только на словах, а не на деле. | Сильный (смог одной рукой поднять на палец громадный камень) Смелый (идет вместе с братьями на защиту Калинова моста) Недобросовестный, безответственный (спит в дозоре и даже в самый ответственный момент боя Ванюшки со Змеем Горынычем) Не является главным защитником Калинова моста. | Сильный (сдвинул камень и покатил его по саду) Смелый (вслед за старшими братьями идет на защиту Калинова моста) Осторожный, бдительный, верный долгу, чувству товарищества (не может спать, когда братья уходят в караул) Храбрый (вступает в сражение с сильным врагом) Скромный (не хвалится победой над шестиглавым змеем в первую ночь) Откровенный, искренний (не боится указать братьям из высших сословий на их негативные черты) Является главным победителем вражьей силы. |
После заполнения таблицы учащиеся увидят, что лучшие нравственные ценности присущи только одному герою: Ивану — крестьянскому сыну.
Учитель задает вопрос:
«А почему братья, родившиеся от одного и того же золотого ерша, оказались такими разными?»
В ответах учащихся необходимо выделить такую важную мысль, что братья жили и воспитывались в разных условиях: царевич и попович в роскоши, достатке, в окружении прислуги, Ванюша — в семье бедной чернавки, в труде с малых лет добывал средства для жизни, — отсюда и сила у него недюжинная, и отношение к долгу, и скромность, и чувство товарищества, взаимовыручки.
Очень уместным в обобщающей беседе будет вопрос учителя:
«Смог бы Иван — крестьянский сын победить Чудо-Юдо двенадцатиглавого Змея без помощи братьев»?
Учитель просит детей не делать скоропалительных выводов, а внимательно вчитаться в конечные слова сказки.
Работа вокруг этого вопроса будет важной для того, чтобы поняли, что сила все же — в коллективе, а не в одиночных действиях: братья хотя и проспали первые этапы боя, но под конец услышали сигнал о помощи, прибежали, стали «бить-колотить» и вместе победили сильного Змея.
А прочитав заключительную строку, ребята должны понять, что автор сказки говорит о победе во множественном числе:
«Отстояли Калинов мост».
2. Заключительная беседа.
Учитель. Какова главная мысль сказки? Для чего народ ее сочинил?
— Главная мысль — защита родной земли от врагов.
— Народ хотел сказать, что защита Родины — священный долг каждого человека и относиться к нему надо добросовестно.
— Сила — в коллективных действиях, во взаимовыручке, товариществе и взаимопомощи.
— Трудолюбие воспитывает в человеке лучшие нравственные ценности, а безделье, наоборот, разрушает их.
Учитель. Совершенно верно, читая сказку, мы поняли, какие качества человека народ ценит, а какие отвергает.
Эта сказка сочинялась в древности. А сегодня нужна она? Как вы думаете?
— Думаю, что да! Время меняется, но проблемы в жизни людей могут повторяться, например, войны, трудные чрезвычайные ситуации, в которых человек не должен теряться.
— И нравственные ценности человека остаются прежними. Люди должны знать, что хорошо, что плохо и учиться на примере сказки.
На дом можно ребятам предложить обратить внимание на язык сказки, на речь героев, выписать эмоциональные красочные выражения, делающие сказку богатой, яркой, запоминающейся.
Уроки 19-20.
Тема уроков. Бытовые сказки.
Материал для чтения.
«Дочь – семилетка» (Русская народная сказка).
Цель уроков. Формирование представления учащихся о своеобразии бытовых сказок в процессе их изучения.
Оборудование уроков.
Таблицы на листе ватмана:
«Основы построения волшебных сказок».
I. Проверка домашнего задания.
1. Обобщение работы над языковыми особенностями сказки «Бой на Калиновом мосту».
Учитель. - Читая сказку, вы обращали внимание на то, что изложена она богатым, хотя и простым языком.
Мы уже говорили, что язык сказки особенный, в ней много картин, художественных деталей, слов и выражений, которых нет в рассказах.
Дома вы находили такие образные языковые средства, которые ярко, четко помогли вам представить сказочные картины, описанные в данном произведении.
Сейчас мы выполним ряд заданий.
Задание 1.
Учитель.- Давайте вспомним, как называются в литературе художественные определения, которые характеризуют признаки предметов?
Ученик. - Эпитеты.
Учитель.-А есть они в этой сказке? Найдите?
Учитель. - А эти художественные определения встречаются только в этой, или они есть и в других народных сказках?
Дети. - Да, есть и в других сказках.
- А я встречал и во многих других народных сказках.
Учитель. – Такие художественные средства, которые постоянно употребляются в устном поэтическом творчестве, как бы переходят их одного произведения в другое, называется постоянными эпитетами.
Давайте сейчас поиграем:
Я буду называть предмет из сказок, а вы вспоминайте к нему постоянный эпитет:
Земля – (сыра) и т.д.
Задание 2.
Учитель.Многие сказочные выражения перешли в устойчивые высказывания в обыденной народной речи, а иные – в пословицы и поговорки.
Попробуем найти их в речи и объяснить смысл
(Ребята находят:
«… расти не по дням, а по часам»;
«… за семью замками, за семью печатями»;
«… мимо и муха не пролетит»;
«не поймав ясного сокола, рано перья щипать»;
«… народился да и на войну сгодился».
Задание 3.
Учитель.А есть ли в этой сказке сравнения? Для чего их народ употребил в сказке?
(Дети выбирают примеры сравнений:
«Как хорошее тесто на дрожжах поднимается, так они вверх тянутся»;
«… три головы, как кочны, снес …»;
«… спит-храпит, как лес шумит».
Ребята отвечают, что сравнения помогают представить картины ярче, образнее.
Задание 4.
Учитель. Можно ли в сказке найти народный юмор? По отношению к каким негативным явлениям он употребляется?
(Ребята отмечают его в следующих выражениях:
«… Змей глаза протирал, брови прочищал …»;
«Эх вы, сони непробудные, разве вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!».
Задание 5.
Чтобы учащиеся отметили плавность и певучесть сказочной речи, учитель обращает внимание на то, что, хотя текст записан прозой, он легко запоминается, и если внимательно в него вслушаться, можно найти рифму.
Учитель просит найти ее в сказке, и ребята читают:
«Взялся за него Иван-попович – на палец поднял
Ухватился Иван - крестьянский сын … деревья в саду поломал»;
«Тут подъехали они ко дворцу, ко тесовому крыльцу»;
«А Ванюшке в избушке не спится, не лежится, седло под головой вертится»;
«Иван-Царевич спит-храпит, как лес шумит»;
«Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались»;
«Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся»;
«Дыхнул на Русь огнем, - на три версты все поджег кругом»;
«… с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит» и т.д.
Учитель. - Таким образом, ребята, вы сами убедились в том, что сказка – это удивительное творение человечества. Она создавалась веками – от глубокой древности и до наших дней отрабатывалась и отшлифовывалась.
Шло время, передаваясь из уст в уста сказки конечно изменялись, но все лучшее, яркое и неповторимое постепенно откладывалось и устоялось, сохранилось до нашего времени.
Читайте также: