Автором фразы вы видите то что вы видите является художник постживописной абстракции

Обновлено: 21.11.2024

Art Traffic. Культура. Искусство вернуться к странице

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Постживописная абстракция (Post-painterly Abstraction)

Альтернативные названия: живопись резких границ («твердого края», «хардэджа» от /англ./ hard edge), системная (соматическая живопись), хроматическая абстракция. Термин «Постживописный абстракционизм» введен критиком Клементом Гринбергом в 1964 году.

«Ледяная», свободная от ассоциаций и композиционных задач абстракция, была одним из направлений, открытых американскими художниками в поисках альтернативы живописи действия. В 1952 году Эд Рейнхард заканчивает свое заявление длинным перечнем того, что по его мнению, не должно быть присуще живописи: «никакого оптического обмана, иллюзионизма и изображений, никакой ассоциативности, деформации, никаких сюрреалистических видений, дриппинга и исступленной орнаментации». Монохромность была для него наиболее логичным решением проблемы.

В начале следующего десятилетия американская абстракция нашла особый путь развития. Клемент Гринберг в теории модернизма характеризует живопись этого рода словами flatness (плоскость), shape (форма), pigment (цвет). В многообразии поисков превалировало несколько главных направлений. Монохромность превратилась в решетчатые структуры картин Агнес Мартин, а еще ранее в абстрактные картины Эда Рейнхарда «не фотографические и не воспроизводимые», представляющие собой серии прямоугольников, окрашенных едва отлечимыми оттенками черного цвета. В особой форме холстов Френка Стелла (девиз Стелла «то, что я вижу, это то, что я вижу») и в профилированных поверхностях произведений Эльсуорта Келли, называемых также hard edge (жесткие границы), живопись сближается с пластикой и постепенно становится объектом.

Постживописная абстракция, хроматическая абстракция — течение в живописи, зародившееся в Америке в 1950-е. Термин введен критиком Клементом Гринбергом для обозначения направления, представленного на курируемой им выставке 1964 года в Музее искусств округа Лос-Анджелес (затем в Walker Art Center и Art Gallery of Ontario in Toronto).

Постживописная абстракция отталкивается от абстрактного экспрессионизма, фовизма и постимпрессионизма. Основные признаки: чёткие края, свободный мазок, гармония (или контраст) простых форм, монументальность, созерцательно-меланхолический склад живописи, аскетичность. Постживописная абстракция также является потомком Геометрической абстракции, округляя и смягчая ее.

Выставки: 1959, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Шестнадцать американцев». 1965, Нью-Йорк, Музей Соломона Гуггенхайма «Холст определенной формы». 1966, Нью-Йорк, Музей Соломона Гуггенхайма «Системная живопись».

Журналы: «Art News», «Artforum»

Тексты: К. Гринберг «Постживописная абстракция», 1964. М. Фрид «Три американские картины», 1965.

Представители постживописной абстракции

Эльсуорт Келли (Ellsworth Kelly)
Николас Крашеник (Nicholas Krushenick)
Александр Либерман
Моррис Луис (Morris Louis)
Говард Меринг (Howard Mehring)
Барнетт Ньюман (Barnett Newman)
Джулс Олицки (Jules Olitski)
Эд Рейнхардт (Ad Reinhardt)
Фрэнк Стелла (Frank Stella)
Джек Буш (Jack Bush)
Уолтер Дарби Бэннард (Walter Darby Bannard)
Томас Даунинг (Thomas Downing)
Фридел Джубас (Friedel Dzubas)
Джин Дэвис (Gene Davis)
Сэм Фрэнсис (Sam Francis)
Элен Франкенталер (Helen Frankenthaler)
Ал Хелд (Al Held)

Читайте также: