Автор высказывания государство сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни

Обновлено: 21.11.2024

Критерием справедливой формы правления государства, по Аристотелю, являются интересы общего блага.

Аристотель ценил науку выше всего. Самой выдающейся наукой он считал политику (науку об искусстве управления обществом).

Аристотель изучил государственное устройство 150 государств следовательно эмпирическая основа его теории. Аристотель был материалистом. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. Виды первопричин:

Материя – это нечто, из чего образуется вещь, что-то. Форма – это не просто действительность, но активная действительность; это превращение возможности в действительность.

Человек – существо порочное, ненасытное; в нём заложена тенденция к общению между мужчинами и женщинами è общение в семье è общение в селении è общение в полисе. Человек – это существо политическое, стремящееся к высшей форме организации. Государство – совершеннейшая форма общежития, состоящая из множества свобод, при которых достигается высшая форма благосостояния, следовательно, государство создано для хорошей жизни. Тот, кто вне государства, или зверь, или бог. В государстве должен быть досуг. Основа государства – труд рабов.

Форма государства – принципы его организации. Это определяющее начало. От неё зависит какие законы принимаются в обществе, образ жизни граждан. Формы делятся по двум критериям:

1) в чьих руках власть (один, несколько, много);

2) в чьих интересах власть.

Следовательно, государства бывают правильные и неправильные. Правильные государства – в интересах общего блага. К ним относятся монархия, аристократия, полития (власть большинства). Неправильные – тирания, олигархия, демократия (в том виде, в каком она была во многих полисах, т.е. народ управляет как монарх и стремится стать тираном). Первое начало демократии – свобода, равенство на основе числа, а не достоинства.

Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Справедливость состоит из уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – область гражданско-правовых сделок, сфера деятельности судьи. Её задача – воздаяние равным за равное. Распределяющая – распределение политических прав, благ в зависимости от достоинства.

В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.

Лекция № 4.

Тема 1.4. Политико-правовая мысль Древнего Рима

Учение Цицерона о государстве и праве

Политические и правовые взгляды римских стоиков

Учение о праве римских юристов

Политико-правовая идеология раннего христианства

Политико-правовые взгляды Августина

Публичное обучение юриспруденции началось в Др. Риме.

Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.)- единственный римский политический писатель. Его два главных труда – «Республика» и «Законы». Цицерон во многом подражает Платону и Аристотелю. Однако Платон и Аристотель никогда не шли дальше концепции города-государства. О человечестве они не думали: мир делился на греков и всех прочих – варваров, которых греки вправе порабощать (как прямо сказал Аристотель). Взгляд Цицерона более универсален, на него повлияла служба в Риме и провинциях, а также учение стоиков.

Цицерон считал, что весь мир – «одно общество, члены которого и боги, и люди» и что есть закон, «действительный для всех народов во все времена». В отличие от греков он говорил, что «человек любой расы может достичь высот, если найдет себе учителя».

Платон верил, что если главные принципы государства найдены, процесс правления можно предоставить правительству. Главное для него (и Аристотеля) – не закон, а философия.

Цицерон – римлянин, юрист, практик, опытный администратор – всегда твердит о законе. «Государство – это общество Закона». Он считал, что власть закона важна. Черпал веру в закон как основу цивилизованной жизни не только из римской действительности, но и из личных убеждений. «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать».

Цицерон впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Если цели государства справедливы, говорил Цицерон, то неважно - монархия ли это, аристократия или демократия.

Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор). Однако Цицерон считал, что идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как “равновесие” этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.

Цицерон сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:

должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства;

должен владеть основами права.

1. никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это;

2. все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;

Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.

Писаное право делит на частное, общее и право народов.

Читайте также: