Автоматизация звука в во фразах
Обновлено: 04.11.2024
В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsia_zvuki_v_v_f_f.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.
Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.
В данном пособии автором собран и представлен материал по постановке, автоматизации и дифференциации звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ.
Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:
1. Артикуляция звука.
2. Постановка звука.
3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).
Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.
На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.
Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.
Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.
Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.
1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.
2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.
3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.
Практический материал по автоматизации звука Ф
1. Повтори слоги.Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф
Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф
Фу-фу-фу Фо-фафуфы Оф-оф -оф
Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф
2. Повтори слова.
Звук в начале слова:
Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.
Звук в середине слова:
Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.
Звук в конце слова:
Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.
3. Повтори предложения.
Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.
4. Повтори скороговорки.
У Пифа гость – Паф. У Фани – фуфайка. У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
5. Повтори загадку.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями с деревьев.
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
6. Выучи стихотворение.
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
7. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения, подсказать в конце нужные слова.
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок —
Красный, маленький. (флажок).
Кто забил сегодня гол?
Я, когда играл в. (футбол).
Скоро вечер, посмотри —
8. Игра «Закончи предложение».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и закончить его самостоятельно, подобрав слово, подходящее по смыслу.
На празднике у мальчика в руках. (флажок).
Мама завязала дочке на шею. (шарф).
Вечером у машин горят. (фары).
У каждого человека есть имя и. (фамилия).
В цирке часто показывают. (фокусы).
9. Игра «Один-много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан — (фазаны) Фургон — (фургоны)
Факел — (факелы) Телефон — (телефоны)
Фокус — (фокусы) Сарафан — (сарафаны)
Фонтан — (фонтаны) Граф — (графы)
10. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.
См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.
По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;
Практический материал по автоматизации звука ФЬ
1. Повтори слоги.Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь
Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь
Фю - фю -фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь
Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь
2. Повтори слова.
Звук в начале слова:
Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.
Звук в середине слова:
Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.
Звук в конце слова:
Юдифь, морковь (фь).
3. Повтори предложения.
У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.
4. Повтори скороговорки.
У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.
5. Повтори загадки.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.
Что копали из земли,
Что в золе мы испекли,
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
6. Выучи стихотворения.
Федя полез за конфетой в буфет —
Факт, что в буфете не будет конфет.
Дали туфельки слону,
Взял он туфельку одну.
И сказал: «Нужна пошире,
И не две, а все четыре!»
7. Игра «Составь предложение».
Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр
Федя - фиалки Фея - туфелька
Дерево - филин Магазин - финики
8. Игра «Один — много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус — (фикусы)
ферма — (фермы) Фиалка — (фиалки)
пуфик — (пуфики) Филин — (филины)
буфет — (буфеты) Фигура — (фигуры)
9. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.
Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.
Дифференциация звуков Ф – ФЬ
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Ф, ФЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Ф - ФЬ
1. Повтори слоги.
Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу
Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю
Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы
Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы
2. Повтори слова.Фомка - Фимка Форма - ферма
Фокус - фикус Форма - фирма
Фуга - фига Фурор - фюрер
Фон - фен Фунт - финт
3. Повтори предложения.
Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.
4. Повтори чистоговорки.
Фе - фэ - фе — дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.
5. Повтори скороговорки.
У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.
Читайте также: