Аргумент высказывание служащее для обоснования тезиса
Обновлено: 22.12.2024
Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ вернуться к странице
Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме,
поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов,
один из которых взят из художественной, публицистической или
научной литературы). 3 балла
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме,
поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов,
опираясь на знания или жизненный опыт),
или
привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или
научной литературы. 2 балла
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме,
поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на
знания, жизненный или читательский опыт (жанры фольклора (пословицы,
загадки, поговорки и др.), литературные сказки, песни). 1 балл
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но
не привёл аргументы,
или
мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен /
не согласен с автором»),
или
вообще не отражено в работе. 0 баллов
Алгоритм проверки экспертом работы экзаменуемого по данному критерию.
1. Следует выделить ту часть текста сочинения, которая выполняет
функцию аргументации.
2. Провести верификацию, то есть установить соответствие аргумента
утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается).
3. Оценить степень убедительности, которая может проявляться как в
строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.
4. Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведенный
пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или
описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное
утверждение.
5. Определить количество аргументов.
3 балла ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил свое мнение по
сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись
или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2
аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или
научной литературы).
Сочинение по тексту В.Розова «О счастье»
«В.Розов чётко доказывает свою позицию, приводя примеры из собственной жизни. Я
также являюсь приверженцем позитивного восприятия жизни, близкого к пониманию
счастья Виктором Розовым.
В классической русской литературе мне близок по восприятию жизни Пьер Безухов в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Пьер ощутил счастье лишь тогда, когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрёл внутреннюю гармонию в любви к Наташе. А вот в «Вишнёвом саде» А.П.Чехова всё выглядит иначе. Раневская, имея и дом, и сад не смогла обрести душевной гармонии, они не ощущает счастья.
Одним из ярчайших произведений, где авторская позиция близка моей, является
поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов в поэме делает вывод,
что счастье не в материальном образе Гриши Добросклонова показывает, что быть
счастливым может человек, стремящийся не к личному благополучию, а к
достижению общественно значимых целей - освобождению от крепостной
зависимости народа.»
2 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил свое мнение по
сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или
не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2
аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт»
Аргументация проведена правильно: аргументы обосновывают заявленную позицию,
логично включены в текст, служат основанием для выводов, созвучных с главным
тезисом.
Сочинение по тексту С. Михалкова « Книги».
«Я полностью согласна с автором.
Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня
впечатление пустого человека.
Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль.
В- третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого
нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно».
Сочинение по тексту В.Розова «Счастье»
«Я полностью разделяю точку зрения автора. На мой взгляд, для этого возвышенного
чувства не надо слишком многого.
Во-первых, человек испытывает счастье, когда в его семье царит спокойствие и понимание. Во-вторых, важную роль играет здоровье человека. Я считаю, что люди не могут испытывать чувство радости, счастья, удовлетворённости от жизни, когда их тело нездорово.
И, в-третьих, именно душа есть ключ к счастью человека. Если нет душевной гармонии, нет спокойствия в мыслях, чувствах. Твоё внутреннее состояние полностью определяет твои действия, а в целом, и всю жизнь».
1 балл ставится, если экзаменуемый «выразил свое мнение по сформулированной
им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с
позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания,
жизненный или читательский опыт».
Сочинение по тексту Ю. Нагибина «Тредиаковский»
«Автор доказывает, что нужно гуманно относиться к слабому человеку.
Я недавно была в магазине и видела, как большие мальчишки отобрали у маленького
мальчика деньги. Он жалобно плакал, но никто не пришел к нему на помощь. В такой
момент невольно задумываешься о черствости и равнодушии.
Чтобы показать важность проблемы равнодушия, приведу еще один пример. Люди
часто не видят красоты природы, они просто рвут цветы целыми охапками, им не
стыдно, что они разрушают красоту. А мне больно от их равнодушия и
жестокости».
В этом отрывке учащийся апеллирует к личному опыту. Если первый пример как-то
созвучен авторской позиции, хотя в нем и не выявлен обобщающий смысл, то второй
аргумент уводит автора сочинения в сторону от тезиса, который он обосновывает. Это
типичная ошибка в работах учащихся, вызванная неумением руководить развитием
мысли. Вместо того чтобы примерами доказывать важность человеколюбия, автор стал
раскрывать смысл слова «равнодушие», иллюстрируя новым примером именно это,
другое, понятие. Такая подмена увела автора от рассматриваемой проблемы.
Сочинение по тексту С.Михалкова « Книги».
« Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребёнка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги играют большую роль в этом процессе. Во-первых, маленький человек воспринимает всё гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь».
Сочинение по тексту В.Солоухина «Письма»
« Моя точка зрения не совпадает с авторской, наверное, потому, что я родился в век информационных технологий, я не жил тогда, когда не было техники. Возможно, раньше люди были добрее, а жизнь лучше. Но стоит ли говорить об этом сейчас. В мою жизнь техника проникла глубоко, обратной дороги нет. Я не представляю себе жизнь без техники: микроволновой печи, телевизора, музыкального центра, а главное
– компьютера. Компьютер для меня не просто развлечения. Поиграть, конечно, тоже хорошо, надо ведь иногда расслабиться. Но компьютер помогает осваивать науки, быстро получать информацию при помощи Интернет. Кроме того, мне даже книги удобнее читать с монитора компьютера. Моя библиотека наполовину состоит из электронных книг, это гораздо удобнее для хранения. И поэтому я ещё раз хочу повторить: для меня техника значит очень много, она не вредит человеку, а помогает».
0 баллов экзаменуемый получает, если экзаменуемый «сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
или
мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе».
Сочинение по тексту Ю. Нагибина «Тредиаковский»
«Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своем рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику».
В отрывке отсутствует аргументация, хотя автор пытается заполнить это место своими суждениями, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространенная ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает главной мысли текста, не выделяет проблему, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведенное для предполагаемой аргументации место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображенных событий, либо дается оценка идеям, персонажам, ситуациям.
Сочинение по тексту Ю. Нагибина «Тредиаковский»
«С авторской позицией я полностью согласна. Могу привести аргументы в защиту своего мнения. Во-первых, Тредиаковский проявил сострадание к Волынскому, своему палачу. А проявить сострадание может только человек, который сам испытал боль.
Тредиаковский в свое время сильно пострадал. Во-вторых, люди, которые пришли полюбоваться на казнь Волынского, смотрели на него со злорадством. Смеяться над человеком, который осужден на смерть, по-моему, грешно, даже если этот человек тебе в жизни причинил много зла. Так делать нельзя. Вот такой вывод я могу сделать, прочитав этот рассказ».
В этом отрывке происходит подмена аргументации. Автор сочинения формально строит обоснование тезиса, выделяя аргументы с помощью вводных слов, организующих движение мысли, но в содержательном плане они пусты, поскольку вытекающие из них утверждения никак не согласуются с заявленной позицией.
Сочинения по тексту С.Михалкова « Книги».
«Я согласна с автором во многом, но хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребёнка не способен понять смысл произведения.
Например, когда мне было 9 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта».
«Я полностью солидарен с мнением Сергея Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например, Александра Сергеевича Пушкина:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…
…Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире
Мой прах переживёт
И тленья избежит…»
Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей».
В этих работах экзаменуемые сформулировали свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели аргументы.
«Я считаю, что авторская позиция справедлива»
«Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором.»
Прежде чем подбирать аргументы, СФОРМУЛИРУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ по поставленной автором проблеме.
Формулируя собственное мнение, недостаточно написать "я согласен с автором".
Важно подробно объяснить, на чем основано ваше согласие (или несогласие).
Я согласен с автором и считаю, что (ТЕЗИС). Это подтверждают и примеры из литературы. Вспомним, как в романе (ПРИМЕР)
С другой стороны, (ТЕЗИС). С этим нам часто приходится сталкиваться в жизни. (ПРИМЕР)
Важные правила:
Каждый аргумент начинаем с нового абзаца.
Аргумент должен доказывать Вашу позицию, а не позицию автора.
Аргумент строится по схеме: ТЕЗИС-ПРИМЕР-ВЫВОД. (ваше мнение - доказательство/объяснение/пример из литературы или из других источников - общий итог)
Читайте также: