Афоризмы лексические и фразеологические словари
Обновлено: 22.11.2024
Конспект урока по русскому языку для 10 класса, цель которого совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы и афоризмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи; развивать образное и логическое мышление, чувство языка, языковой памяти, речевого слуха; воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его познанию; воспитывать эстетическое отношение к слову, чувство ответственности к выбору слова.
Просмотр содержимого документа
««Фразеологизмы. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари»»
Урок русского языка в 10 классе
Тема урока: «Фразеологизмы. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари»
совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы и афоризмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
развивать образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его познанию;
воспитывать эстетическое отношение к слову, чувство ответственности к выбору слова.
І. Организационный момент
Преподаватель: Начну я урок с высказывания видного ученого-русиста В.В. Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».
Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.
Учащиеся: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.
Преподаватель: Правильно.
Словарный диктант. Объясните графически написание орфограмм, встретившихся в словах.
Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут-то было. Как бы то ни было. Ничего не попишешь. Нежданно-негаданно. Невзирая на лица. Ни кола ни двора.
Самопроверка. В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?
Учащиеся: Фразеологизмы.
Вступительное слово преподавателя. В начале урока я привела вам в пример слова ученого-русиста о фразеологии. Но, тем не менее, мне хотелось бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки:
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
- Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.
Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь = как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
(водой не разольешь – очень дружны,
как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)
Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.
Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота
Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.
Еще М.В. Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел…
(фразеология)
- Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов)
Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.
ІV. Основная часть.
- Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?
Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению.
Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы)
Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.
На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.
Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.
Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, ставить на карту, путать все карты.
Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.
Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.
Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.
Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.
Фразеологизмы библейского происхождения.
Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.
Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).
Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.
Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.
Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.
Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.
Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.
Преподаватель: Обратите внимание, что 3-я группа фразеологизмов – это крылатые слова или афоризмы. Запишите в тетрадь определение:
Афори́зм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») - это оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Нить Ариадны
Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.
Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.
Ящик Пандоры
В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.
Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.
“Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится”, – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.
Остаться с носом, зарубить на носу
По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу”. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.
Слово преподавателя: вы уже знаете, что такое фразеологизмы и афоризмы.
Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам (самостоятельная работа в тетради):
Охота, рыбная ловля
Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).
Слово преподавателя.
Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?
Учащиеся. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.
- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)
- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)
Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)
Найдите фразеологические синонимы
Витать в облаках
Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса
Из другого теста
Небо и земля
Семи пядей во лбу
В тот же миг
Строить воздушные замки
Найдите фразеологические антонимы
Душа в душу
Как звезд на небе
С гулькин нос
Последняя спица в колесе
Играть первую скрипку
Как кошка с собакой
Рукой подать
За тридевять земель
Восходящая звезда
Найдите фразеологические синонимы
Набрать в рот воды
Встал не с той ноги
Теряться в догадках
Играть в молчанку
Как сквозь землю провалился
Днем с огнем не найдешь
Найдите фразеологические антонимы
Как из-под земли вырос
Бить баклуши
Сидеть сложа руки
Как кошка с собакой
Как сквозь землю провалился
Не покладая рук
Преподаватель: Давайте немного отвлечемся и посмотрим в окно. Что мы видим?
Подберите каждый для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению.
У природы нет плохой погоды. Братья наши меньшие. Все течет, все изменяется. Сила природы велика. Лучше поздно, чем никогда. Ничто человеческое мне не чуждо. Познай самого себя. Все совершенствует природа. Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! В природе нет ничего бесполезного. Природа берет своё! И что только не делает с человеком природа. Леса учат человека понимать прекрасное.
Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией и библейскими преданиями: ящик Пандоры, нить Ариадны, Ахиллесова пята, поцелуй Иуды, Вавилонское столпотворение, Всемирный потоп и т.д., за каждым из них стоит общеизвестный миф.
Выяснить значение и происхождение фразеологизма мы можем по словарям. Здесь представлены лишь некоторые из них.
- Давайте проверим так ли это (1-2 выражения из словаря). Замените, пожалуйста, фразеологизм одним словом.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (НОС)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
ЗАДАНИЕ: Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.
1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н. Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И. Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И. Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И. Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В. Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н. Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В. Даль)
V. Закрепление изученного материала.
Преподаватель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы используем тестовую работу.
1. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.
2. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.
б) Топором не размахивай.
в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.
г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.
3. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.
б) Комар сел мне на шею.
в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!
г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?
а) сильно разбогатеть;
б) нравственно опуститься, одичать;
в) терпеливо ждать;
г) возмужать, повзрослеть.
5. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) фразеологизмы придают речи живость и образность;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения
1. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Сидел кот в мешке и мяукал.
б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.
в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.
г) Эти ваши предложения — кот в мешке.
2. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) Не только дом разрушен — двора не осталось.
б) До постоялого двора осталось три версты.
в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.
г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом
3. Укажите предложение с фразеологизмом:
а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.
б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.
в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!
г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката.
4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»
г) царя Соломона.
5. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
VI. Рефлексия.
- Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили и узнали о фразеологизмах?
- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?
- С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?
- Какова их роль в речи?
Обращаясь вновь к высказыванию В.В. Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?
РЕФЛЕКСИЯ. Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой.
- Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?
- Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы.
VІІ. Домашнее задание:
Напишите эссе «Осенний город», используя фразеологизмы и крылатые выражения, которые мы с вами подобрали.
Читайте также: