3 выражением какой культуры выступает миф
Обновлено: 21.11.2024
Основной формой мировоззрения первобытной культуры является мифологическое.
Мифология (от греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах. Миф – первая форма освоения мира человеком, первая историческая форма мировоззрения.
Для первобытного человека мир был живым существом. Человек сталкиваясь с бытием окружающего мира, целостно переживал это взаимодействие. В него в той же мере, что и интеллектуальные способности, были вовлечены эмоции и творческое воображение. Каждое событие обретало индивидуальность, требовало своего описания и объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». «Рассказывая» мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа в них играло метафорическое отождествление.
Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.
Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом: происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «начало» во времени. Объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении.
Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп.
Зооморфные модели мира – представления о животных как опоре мироздания, о вселенной как космически огромном звере.
Антропоморфная модель мира – представление о вселенной как космически громадном человеческом теле)
Модель «многоэтажной» вселенной. Мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три: небеса, населенные богами; земля – обиталище людей; преисподняя, где живут всевозможные демоны и духи.
Мировое древо – идеальная модель мира («древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.п. Мировое древо мировое помещается в сакральном центре мира и занимает вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей организацию вселенского пространства.
Представления о времени в мифе. Мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени. Мифическое прошлое – это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, – результат развертывания первоначального прецедента. Мифологичексое время циклично.
Представления о пространстве. Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания. По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое пространство находилось далеко и высоко, а реальное – в непосредственной близости к человеку. Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась остающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос – это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство.
С мифологией были тесно связаны древнейшие религиозные взгляды, которые были разнообразны, нередко тесно переплетались либо сосуществовали, что позднее нашло свое отражение в развитых религиях древнейших цивилизаций. К ним относятся
· магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом),
· фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов),
· тотемизм (вера в существование связи между родовой группой людей и их тотемом – видом животных, растений, каким-либо предметом или явлением природы),
· анимизм (вера в души, заключенные в телах, или в духов, существующих самостоятельно),
· аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы).
Как и многое, что имелось в жизни первобытного человека, религиозные представления были призваны обеспечить выживание рода. Религия объясняла явления окружающего мира, указывала способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, намечала путь существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были достаточно устойчивы для того, чтобы при отсутствии внешних воздействий, не изменяясь, существовать тысячелетиями.
Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все эти ритуалы были связаны с религиозными представлениями.
Читайте также: