2 верно ли на ваш взгляд высказывание язык формален и абстрактен речь материальна и конкретна
Обновлено: 22.12.2024
Конкретное – чувственное познание. ЧП дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.
Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха и вкуса.
Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. (зрит. Восприятие растущего под окном дерева)
Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Имеется только тогда, когда непосредственное воздействие отсутствует. П могут быть и образами предметов, существующих реально, а также могут образовываться на основе описания предметов, не существующих в действительности.
Абстрактное – рациональное
Мышление – отражает мышление в логических формах
Понятие
· отражает действительность в обобщенных образах (в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное)
· мышление – процесс опосредованного отражения действительности (благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. То есть мы получаем выводное знание – знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике)
· мышление неразрывно связано с языком (мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях)
· мышление – процесс активного отражения действительности
Какие семантические категории используются для логической характеристики форм мышления?
Логическая форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Под содержанием мысли понимают отраженные в ней предметы, их свойства и отношения.
В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Понятие – определенная связь существенных признаков предмета.
Суждение – способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания
Умозаключение – способ связи суждений
Сформулируйте предмет формальной логики.
Формальная логика изучает формы мышления, выстраивая структуру, общую для различных по содержанию мыслей, а также изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя придти к результатам, соответствующим действительности.
Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика.
Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития логики.
1 этап – 384-322 год Аристотель – основатель дедуктивной логики, учения о силлогизме, которое стало основанием для развития логики предикатов.
Учение Аристотеля дополнили античные стоики ЗЕНОН И ХРИСИПП описанием сложным высказыванием. Основание для развития логики высказываний. Также дополняли учение аристотеля античные мыслители – Гален, Порфирий, Боэций.
2 этап – теория индукции Ф.Бэкона. (1561-1626) разработал методы научной индукции, которые затем были дополнены Дж.Миллем (1806-1873). Дальнейшее развитие логики связано с именами французского философа Р.Декарта, внесшего существенное развитие в дедуктивную логику, немецкого философа Г.Лейбница(закон достаточного основания) и немецкогофилософа Канта.
3 этап – дедуктивная логика аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу формальной логики, которую называют также традиционной аристотелевской логикой.
Формальная логика дала развитие символической логике ( многозначная логика, вероятностная, временная, деонтическая. Диалектическая логика.
Язык как знаковая информационная система.
Язык – знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
Основным строительным материалом выступают используемые в нем знаки. Знак – любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета.
2 вида: знаки-образы – имеют сходство с обозначаемыми предметами (копии док-тов, дорожные знаки, фотоснимки)
Знаки-символы – не имеют сходства с обозначаемыми предметами (нотные знаки, знаки азбуки морзе)
Множество исходных знаков языка составляют его Алфавит.
Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой , которая анализирует язык в 3 аспектах – синтаксическом, семантическом, прагматическом.
Синтаксис – раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками.
Семантика – занимается проблемой интерепретации, анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами.
Прагматика – анализирует коммуникативную функцию языка- эмоциональные, психологические, эстетические и др.отношения носителя языка к самому языку.
По произхождению языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки – исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.
Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации.
Язык, выступающий средством построения для изучения другого языка называют метаязыком. Основной – языком-объектом.
Выделяют смешанные языки – базой в которых выступает естественный язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной области. (юридический язык)
Искусственные языки используются в логике.
Язык логики высказываний.(опирается на истинностные характеристики логических связок отвлекаясь от внутренней структуры суждений)
Язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений. (стр.24)
Таблицы истинности высказываний и правила их построения.
Разрешающие процедуры КЛВ (истинностные таблицы).Каждая логическая теория, в том числе и логика высказываний, решает две основные задачи: во-первых, выявляет класс формул, являющихся логическими законами; во-вторых, устанавливает отношение логического следования между формулами.
Каждая отдельная пропозициональная переменная, замещающая собой простое высказывание, может быть истинной или ложной. Это обозначается, соответственно, (1) и (0). Истинность или ложность сложных формул зависит от истинностных значений входящих в них переменных. Эта зависимость представлена в следующей таблице:
Сформулируйте основные законы логики высказываний.
Охарактеризуйте простое и ступенчатое деление.
Простое деление – деление на 2 противоречивых понятия.
Ступенчатое деление – деление, когда получившиеся в результате отрицательное противоречивое понятие вновь делится на 2 понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. (совершеннолетние-несовершеннолетние, достигшие 16-ти лет – недостигшие 16-ти, достигшие 14 – не достигшие)
Ошибка – скачок в делении.
Все S суть М
Применяем правило терминов: первое правило выполняется, т.к. у нас три термина. А второе не выполняется, т.к. средний термин не распределён ни в одной из посылок.
Опишите способы сведения модусов II и III фигур силлогизма к модусам I фигуры.
Я ошибка – потеря тезиса.
Сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанным с первым. Затем ко 2, 3, 4 и в конце концов забывает исходную мысль.
Я ошибка – подмена тезиса.
Подмена тезиса бывает полной и частичной.
Полная подмена тезиса проявляется в том, что выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой. Возникает когда пропонент четко не формулирует свою основную мысль, а уточняет ее на протяжении дискуссии, а также когда вместо четкого ответа на поставленный вопрос выступающий ходит вокруг да около, прямо не отвечая на него.
Разновидностью подмены тезиса является ошибка «аргумент к личности» - когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению личных качеств этого человека.
Разновидностью подмены тезиса является ошибка «логическая диверсия» -чуствуя невозможность доказать выдвинутое положение, человек пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не имеющего прямой связи с первоначальным суждением. Вопрос об истинности тезиса остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.
Частичная подмена тезиса выражается в том,что в ходе выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис, сужая или расширяя первоначально слишком широкое либое узкое утверждение. (большинство из них --- все из них)
2. правила и ошибки по отношению к аргументам
А) достоверность аргументов – то есть истинности и доказанности аргументов.
Доводы выполняют роль фундамента, на котором строится аргументация. Если в фундамент рассуждения кладут непроверенные или сомнительные факты, то ставится под угрозу весь ход аргументации.
Принятие за истину ложного аргумента – основное заблуждение – использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места.(ложные показания – наказание невиновного)
Предвосхищение основания –в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения – ссылаются на слухи, на мнения высказанные кем-то. В действительности же доброкачественность этих доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.
Б) автономное обоснование аргументов – прежде чем доказать тезис, нужно доказать доводы, не обращаясь при этом находят обоснования не обращаясь к тезису. Если такое происходит, то возникает ошибка «круг в демонстрации» - недоказанным тезисом обосновывают недоказанные аргументы.
В) требование непротиворечивости аргументов – из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение. (к обоснованию приговора прибегают к противоречивым показаниям свидетелей и обвиняемых)
Г) требование достаточности аргументов – в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис. Достаточность аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а в смысле их весомости. Должны использоваться доводы, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.
Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис – обобщение в этом случае будет «слишком широким или поспешным»
Увеличивая кол-во аргументов можно совершить логическую ошибку – «чрезмерного доказательства»(недостаточное док-во)
3. правила и ошибки в демонстрации
1) дедуктивный способ аргументации.
Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения. (статьи)
Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшой посылке. (точное описание события помогает отыскать среди теоретических положений нужное обобщение и правильно применить его к конкретному случаю. Несоблюдение этого правила нередко приводит к тому, что лишь приблизительно выбирают соответствующее общее положение) «наиболее опасной ошибкой является применение верного для сугубо конкретного случая положения как бузусловного и действующего при любых условиях»
Соблюдение структурных правил этой формы вывода. (термины, кол-во, качество, связки)
2) индуктивный способ аргументации – применяется как правило в случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные. Чем больше наблюдается число благоприятных случаев и чем разнообразнее условия их выбора, тем основательнее индуктивная аргументация. Приводит к проблематичным заключениям, так как свойственное отдельным предметам не всегда присуще группе явлений.
3) Аргументация в форме аналогии – применяется в случае уподобления единичных событий и явлений.
Аналогия состоятельна только тогда, когда 2 явления сходны между собой не в любых, а только в существенных признаках.
При уподоблении 2 явлений или событий следует учитывать различия между ними. (если 2 явления существенно различаются друг от друга, то несмотря на наличие сходных признаков их нельзя уподоблять)
Ошибки:
Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом – ошибка мнимого следования.
· Логический переход от узкой области к более широкой. (в аргуметах говорится о свойствах некоторого вида явлений, а в тезисе говорится о свойствах всего рода явлений)
· Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.
· Переход от сказанного в определенном отношении ксказанному безотносительно( опираясь на проблематичные аргументы пытаются доказать достоверный тезис)
Логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы:
· Аргумент к силе – (физическое или иное другое воздействие)
· Аргумент к невежеству – использование неосведомленности оппонента и навязывание ему мнений, которые противоречат науке
· Арумент к выгоде – вместо логического обоснования тезиса прибегают к агитации за его принятии, потому что это будет выгодно в каком-либо отношении
· Аргумент к здравому смыслу – используется как призыв к обыденному сознанию, а не логическое обосновывание тезиса
· Аргумент к состраданию – вместо реальной оценки конкретного случая взывают к жалости, состраданию. (возможное осуждение)
· Аргумент к верности – склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения
· Аргумент к авторитету – ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет
Синтез фактов
Мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.
Выдвижение предположения
Исходный фактический материал анализируют, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивое множество. Которое служит предпосылкой для вероятностного заключения.
· Принцип объективности исследования (истолковывается в 2 планах)
1) психологический – объективность означает отсутствие предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истинности, а не субъективными склонностями.
2) Логико-методологический – всесторонность исследования с целью установления вины. – при построении гипотезы должен учитываться весь фактический материал, а также следует построить все возможные в конкретных условиях гипотезы.
· Условие состоятельности гипотезы
1. гипотезв должна быть непроиворечивой
2. гипотезв должна быть проверяемой – допускать проверку фактами.
3. гипотеза должна быть обоснована
4. гипотеза должна быть информативной (где и как отыскать новые еще не известные факты и дать им рациональные объяснения)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
(специальность 030502.65 – юриспруденция)
Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?
Конкретное – чувственное познание. ЧП дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.
Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха и вкуса.
Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. (зрит. Восприятие растущего под окном дерева)
Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Имеется только тогда, когда непосредственное воздействие отсутствует. П могут быть и образами предметов, существующих реально, а также могут образовываться на основе описания предметов, не существующих в действительности.
Абстрактное – рациональное
Мышление – отражает мышление в логических формах
Понятие
· отражает действительность в обобщенных образах (в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное)
· мышление – процесс опосредованного отражения действительности (благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. То есть мы получаем выводное знание – знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике)
· мышление неразрывно связано с языком (мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях)
Читайте также: